Гарантия
- Вам известно, что часть казанцев боится ездить в метро. Что им скажете?
- По защите от наружных воздействий надежнее метрополитена нет. Да, порой у человека срабатывает инстинкт боязни замкнутого пространства, когда он спускается под землю. Но эти первые сиюминутные ощущения сразу снимают комфортные условия поездки. Пассажир сел в вагон и может почитать газетку. Или, закрыв глаза, подремать. Знакомая многим картинка из жизни московского метро становится привычной и у нас.
Тоннель метро - это кольцо диаметром в пять с половиной метров. Попробуйте яйцо раздавить сверху: не получится! Так и конструкция тоннеля подземки рассчитана на большие нагрузки. Например, на удар мощной взрывной волны - стены выдерживают давление силой в килограмм на квадратный сантиметр! Метрополитены всегда строятся как объекты стратегического значения. Они предназначены для защиты населения в критических ситуациях.
- Под вашим руководством огромная армия исполнителей. Среди них разные люди. Кто-то может и недобросовестно отнестись к своему делу, схалтурить. Как проконтролировать качество работ? Ведь от этого зависит безопасность и жизнь пассажиров.
- Проверяется каждый куб бетона и каждый пруток арматуры. Подготовили котлован - вызываются представители проектного института, заказчика, кураторов, наши инспектора и проверяется соответствие технологии, проекту. Прежде чем уложить в этот котлован бетон, с каждого приготовленного куба берется кубик и проверяется на соответствие заданным свойствам. Договора субподряда заключаем только с теми организациями, у которых есть лицензия на данный вид работ и опыт. Сейчас к нам обращаются строительные фирмы по возведению жилья, которые из-за кризиса остались без заказов: «Дай нам станцию построить!» «Нет, ребята, - отвечаю, - метрополитен – это другие нормы, другие условия, другая ответственность и другая профессия».
Проблемы
- На станции «Площадь Тукая» после сильного дождя капает с потолка, порой здесь даже ставят тазики для сбора воды. Трудно представить такую картинку в Москве. В чем причина? Не справляется дренажная система?
- В тоннелях воды нет. Тоннели Казанского метрополитена – самые надежные по водонепроницаемости. У нас применена технология изготовления блоков с применением водонепроницаемого бетона марки 600. Он держит давление воды до трех атмосфер. Все стыки колец тоннеля обеспечены резиноуплотнителями.
Да, в вестибюле станции «Площадь Тукая» есть проблемы. После того как метростроевцы сдали станцию в эксплуатацию, другая организация приступила к реконструкции улицы Петербургской. Когда ее рабочие устанавливали фонарные столбы для светильников, пробили гидроизоляционную систему. Для ликвидации течи сейчас используем гидроизолирующие составы. Чужие огрехи в ближайшее время мы исправим. Другая неприятность – во время сильных дождей вода попадала в зал станции. Это с водоотводом не справлялся большой дренажный коллектор, находившийся под улицей Пушкина. В прошлом году мы построили здесь специальную насосную станцию. Переоборудованный коллектор перенесем на безопасное для метро расстояние.
- Многих волнует проходка под Казанкой, при этом вспоминают поговорку «Капля камень точит». Вода с речным песком - словно наждак. Не проточит ли сверху тоннели метро?
- Тоннели с водой не соприкасаются. Они расположены глубоко под руслом реки, так что никакого трения нет. Под Казанкой мы прошли на глубине 26 метров, в том числе под руслом – на глубине 9 метров. Прошли в водоупорном грунте: его глинистые почвы воду не пропускают. Плюс к тому, как обычно делается, вокруг тоннелей закачан защитный слой спецраствора.
- На сколько лет эксплуатации рассчитано казанское метро?
- Объекты метрополитена имеют расчетную гарантию 100 лет. Но это не срок эксплуатации, а время, когда придет необходимость замены или ремонта конструкций. Такие гарантийные сроки существуют только в метростроении. Поэтому о своей профессии проходчики с гордостью говорят: «Тоннели строят настоящие мужчины!» |