Диана ИБРАГИМОВА
Летом 2007 года правительство РФ подготовило проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты России, где предусматривалось аннулирование понятия «национально-региональный компонент в образовательном стандарте РФ». Закон приняли 1 декабря 2007 года, его подписал Президент РФ.
- До этого образовательный стандарт России назывался «Государственный стандарт». Сейчас чуть-чуть по-другому – «Федеральный государственный стандарт». Добавлено одно слово, но оно имеет очень весомое значение, - сообщил на пресс-конференции председатель Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев.
Если раньше субъекты РФ могли устанавливать региональные компоненты, то теперь у них такого права уже нет. По мнению Разиля Валеева, принятие нового закона напрямую противоречит нескольким статьям Конституции РФ. Борьба продолжается: представители Госсовета Татарстана, Минобразования и науки РТ участвуют в деятельности рабочей группы, созданной при Госдуме РФ.
- Мы идем путем эволюции, а не революции. Нам хотелось бы решить эти вопросы тихо, мирно, на законных основаниях, - говорит Разиль Валеев.
ЕГЭ: ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
Сегодня в нашей республике функционируют 1138 учреждений с обучением на татарском языке, 114 – с чувашским этнокультурным компонентом образования, 41 – с удмуртским, 20 – с марийским, 5 – с мордовским и по одному с башкирским и еврейским компонентами.
- Такой развитой и охватывающей все ступени общего образования системы в большинстве субъектов России на сегодня нет, - отметил первый замминистра образования и науки РТ Данил Мустафин.
По его словам, те варианты, которые предложены в базовых образовательных планах, вызывают серьезные опасения.
- Наша позиция в том, что в инвариантной части образовательного стандарта должно быть уделено время, которое позволяет субъектам РФ, где есть такое положение дел, изучать языки в равном объеме. То есть вариантов учебных планов должно быть несколько, - считает Данил Махмутович.
ПРАВО ВЫБОРА
Участники пресс-конференции коснулись и вопроса сдачи ЕГЭ на русском языке. По мнению Д.Мустафина, решение о проведении единого госэкзамена по всем общеобразовательным предметам только на русском, кроме иностранных языков, является нарушением прав учащихся национальных школ.
- Ребенок должен иметь право выбора – на каком языке сдавать единый госэкзамен. Да, большинство выбирает русский, но не малое количество детей из выпускников национальных школ выбирали родной язык, - пояснил он.
По мнению первого замминистра образования и науки РТ, программный материал не предусматривает изучения всего терминологического ряда, связанного с историей, математикой и физикой, - есть много специфических терминов на родном языке, которые на ЕГЭ выпускнику будут непонятны.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Журналистам рассказали о новом предложении центра: письмо, полученное недавно, рекомендует ректорам вузов подготовить новые проекты уставов, где должно быть предусмотрено преподавание предметов только на русском языке. А на национальных языках предлагается преподавать факультативно.
- Атака идет широким фронтом, - заявил Разиль Валеев. - Дошкольное образование, затем школа, сейчас уже дошли до высшего образования.
ИНИЦИАТИВА МОЛОДЕЖИ
Разиля Исмагиловича спросили об инициативе Всемирного форума татарской молодежи. Напомним, ребята начали акцию по сбору подписей по приданию татарскому языку статуса второго государственного в Российской Федерации.
- Инициатива возникла не на пустом месте, - отметил Разиль Валеев. - Это ответ тем новым законодательным инициативам Российской Федерации, тем установкам руководства РФ, в которых ущемляются права народов, особенно в сфере развития образования и национальных языков.
"Казанские ведомости" №88/89 от 14.05.09 |