05.05.09Упавший вертолет санавиации был "ветераном" | Инна СЕРОВА
Вертолет санитарной авиации упал 2 мая в полдень, едва вылетев из РКБ в Мамадыш - напротив поста ГАИ, в нескольких сотнях метров от федеральной трассы М-7 и в нескольких десятках метров от соседствующего с РКБ коттеджного поселка.
В официальных сводках это происшествие проходит как "аварийная посадка". Однако после этой посадки от вертолета остались лишь обломки: пилотам удалось дотянуть его до чистого поля, но на мягком грунте машина завалилась на бок и загорелась. В 12.20 на место ЧП прибыли пожарные расчеты, силами 117 пожарных и 17 единиц техники через десять минут огонь был потушен, однако вертолет сгорел дотла.
Как сообщили корреспонденту "ВК" в РКБ, оба пилота - Ильсур Ибрагимов и Юрий Митькин, а также торакальный хирург Борис Спиридонов, который направлялся на срочную операцию, остались, к счастью, невредимы. Врачи их осмотрели, госпитализация никому не потребовалась. Что касается больного, ожидавшего операцию в реанимации, то, по словам начальника отдела информации больницы Сергея Тимерзянова, через десять минут после аварии в Мамадыш был направлен другой доктор, так что пациента прооперировали с минимальной задержкой и вполне успешно.
По данным МЧС, причиной аварии "Ми-2" стал отказ двигателя, который произошел после того, как вертолет удалился от взлетной площадки всего на 700 - 800 метров и набрал высоту не более ста метров. Однако версия об отказе - предварительная, окончательные выводы должна сделать транспортная прокуратура республики, которая начала расследование обстоятельств ЧП. Кроме того, по словам и.о. транспортного прокурора РТ Артема Руднева, прокуратура намерена провести комплексную проверку ОАО "Казанское авиапредприятие".
Генеральный директор предприятия Магомед Закаржаев на месте происшествия был лаконичен и подчеркнул сложность условий, в которые попали летчики: "Действовали грамотно. Моментально отреагировали: развернулись, сели. Удержать опрокидывание, как правило, очень сложно: мягкий грунт, площадка с уклоном".
Уточнить, в каком состоянии был потерпевший аварию вертолет, у него не удалось - вчера прямой телефон гендиректора был недоступен, а сотрудники предприятия не согласились предоставить информацию даже о возрасте этой машины.
Не назвал год ее выпуска и руководитель регионального управления государственного авиационного надзора в сфере транспорта Шавкат Умаров. Он лишь заметил, что "Ми-2" с самого начала оказался не самой удачной моделью, а также сообщил, что выпускались они в СССР в 70-х годах и еще тогда их производство выкупили поляки - как партнеры по Совету экономической взаимопомощи. Однако в 80-х не стало ни социалистической Польши, ни СЭВ - тогда же рухнуло и производство. Стало быть, упавшему под Казанью "Ми-2" самое меньшее тридцать лет.
- Почему вас так волнует возраст вертолета, ведь это не главное, - посетовал Шавкат Умаров. - Для меня принципиальное значение имеет не год выпуска, а состояние машины. Ведь каждый агрегат вертолета, самолета регулярно проходит профилактическую подготовку, капремонт, наконец, его меняют. Это не автомобиль, он стоит намного дороже, его нельзя выбрасывать из-за того, что, к примеру, двигатель выработал свой ресурс. Есть вертолеты, которым по сорок лет, но вот как вы считаете: если год выпуска старый, а двигатель - новый, то старый или новый вертолет?..
Впрочем, заметил он, "Ми-2" уже сходит со сцены, а были бы у авиаторов деньги на новые вертолеты, на старых уже давно никто бы не летал. Только в свете их отсутствия в достаточном количестве машины-ветераны поднимаются в небо.
По опубликованным в Интернете данным консалтинговых агентств, средний возраст вертолетов в нашей стране составляет 13 - 15 лет, а в США, Европе и Азии усредненный возраст вертолета, по достижении которого обычно приобретается новый, - 12 лет. И только в Африке и Латинской Америке они служат по 14 - 17 лет.
"Вечерняя Казань" №70 от 5.05.09 |