28.04.09Казанские автобусы ездят на "космическом поводке" | Александр ГАВРИЛЕНКО
Казанцы уже начинают привыкать к информационно-справочным табло, установленным на остановках общественного транспорта. И это действительно удобно - посмотрел, чуть задрав голову, на экран - и сразу видишь, сколько времени осталось до подхода твоего автобуса. Табло не только реально помогают сэкономить время, но и показывают его на электронных часах, высвечивается на табло и температура воздуха. Вся эта информация передается с помощью системы спутниковой навигации, которая связывает автобусы и диспетчерский пункт.
По словам заместителя председателя Комитета по транспорту исполкома Казани Людмилы Алешиной, сейчас в городе работают 8 таких информационных табло. А поскольку устанавливают их парами - одно на левой, другое - на правой стороне улицы, то получается, что сейчас в Казани ими оборудованы четыре остановки: на улице Халева, на остановке "Филармония" (в районе ул. Павлюхина), у Парка Горького и у магазина "XL".
- До полного оснащения всех остановок такими табло еще далеко, да это, наверное, и не нужно. Но мы бы хотели, чтобы они были в центральной части города, на самых загруженных его участках и около всех объектов предстоящей Универсиады, - говорит Людмила Юрьевна.
По ее словам, следующие табло планируется установить на перекрестке улицы Амирхана и проспекта Ямашева, на Сибирском тракте, на Горках и в Азино. Правда, не в этом году, в планы вмешался экономический кризис, а вот в городской бюджет на 2010 год планируется "забить" еще несколько таких "видеокомпьютеров".
Фактически работают такие табло круглосуточно, прерываясь лишь на время, когда автобусы "ночуют" в гаражах.
Установка табло стала возможна только после того, как все автобусы были оборудованы бортовыми комплектами спутниковой GPS-навигации и информация об их движении с помощью системы АСУ-Т ("Автоматизированная система управления транспортом") стала стекаться в диспетчерскую МУП "Организатор пассажирских перевозок". А уже оттуда, опять-таки через спутник, информация о том, как скоро придет тот или иной автобус, стала передаваться на справочные табло. А в скором времени, буквально через несколько месяцев, узнать об интервале движения можно будет и с помощью мобильного телефона, зайдя на WAP-страничку сайта казанской АСУ-Т.
- Казань - единственный город России, общественный транспорт которого на сто процентов оборудован такими приборами. Это позволяет нам контролировать, как автотранспортные предприятия выполняют свои договорные обязательства, - объясняет заместитель директора этого унитарного предприятия Ленар Мухаметзянов.
Сейчас с помощью этой системы МУП контролирует передвижение около 1200 автобусов 16 автотранспортных предприятий Казани, которые выиграли конкурс на право осуществления пассажирских перевозок. Если автобус сходит с маршрута, а водитель не отвечает на звонки диспетчера, на "разбор полетов" отправляется контрольно-ревизионная бригада.
- С жезлами, - отвечает собеседник. - Это же инспекторы, у них есть аккуратные жезлы, как у гаишников, форма, удостоверения. А поскольку хитрые приборы позволяют определить местонахождение автобуса с точностью до номера дома, у которого он припарковался, то найти такой автобус не проблема. Наши инспекторы подходят и аккуратно так жезлом по окошку водителя стучат: "Это почему ты, друг, с маршрута съехал?" В первое время водители очень нервничали, а теперь и с маршрутов съезжать перестали - знают, что все равно найдем.
Движение транспортных средств контролируется 6 диспетчерами, сидящими перед огромными экранами цветных мониторов. На каждую из них, а работают здесь только женщины, приходится примерно по 200 машин. Один раз в минуту сигнал из автобуса передается на базу диспетчеров и превращается в красное или зеленое пятнышко, медленно ползущее по карте Казани. Естественно, что с учетом количества автобусов такая карта выглядит как ярко разукрашенная и мигающая огнями новогодняя елка. |