Айсылу КАДЫРОВА
Вчера в столице Татарстана в рамках восьмого Московского Пасхального фестиваля прошел концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. С ним в Казань приехали Майя Михайловна Плисецкая и Родион Щедрин. Потому что в Казани Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнял в числе других произведений Концерт Щедрина для трубы с оркестром.
Как сказал на пресс-конференции Родион Константинович, этот концерт он сочинил в 1994 году по просьбе дирижера Питтсбургского симфонического оркестра Лорина Маазеля. Первое исполнение состоялось в Питтсбурге, солистом был Джордж Восбург. Несколько месяцев спустя концерт прозвучал в Москве в исполнении Йоуко Харьяна и Российского национального оркестра под управлением Арнольда Каца...
- В Казани это произведение исполнит трубач Тимур Мартынов - представитель татарской диаспоры Петербурга. Я уверен, что он блистательно покажет это сочинение, - сказал Щедрин.
Сегодня кажется удивительным, что это он, композитор мирового масштаба, написал в свое время для фильма "Высота" шлягер "Не кочегары мы, не плотники"...
Щедрин и Плисецкая прибыли в Казань на самолете, а музыканты Симфонического оркестра Мариинского театра и Валерий Гергиев - на специальном чартерном поезде. Наш город стал первым в гастрольном маршруте Восьмого Московского Пасхального фестиваля, впереди - концерты в Екатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде, Мурманске, Великом Новгороде, Петрозаводске...
Еще в прошлом году, на казанском концерте в рамках Седьмого Московского Пасхального фестиваля Валерий Гергиев говорил, что планирует исполнить в нашем городе с одним из своих оркестров (Мариинского театра, Роттердамским филармоническим или Лондонским симфоническим) последний - Скрипичный концерт Софии Губайдулиной, который записал в студии "Deutsche Grammophon" с Лондонским симфоническим оркестром и скрипачкой Анной-Софи Мутер.
- Диск уже вышел, - сообщил на пресс-конференции маэстро Гергиев. - Но в этот наш приезд казанцы не услышат это выдающееся произведение. К сожалению, нам не удалось привезти в Казань Анну-Софи Мутер, а она сегодня - единственная исполнительница этого скрипичного концерта. Сейчас мы снова обговариваем возможность показать это произведение в Казани. Может быть, на этот концерт мы с оркестром Мариинского театра приедем не только с Анной-Софи, но и с самой Софией Губайдулиной...
У Майи Плисецкой спросили, как бы она отнеслась к идее включить в концертные проекты Московского Пасхального фестиваля еще и балетную программу.
- Я не против. Пускай будет. Просто у нас нет такого дирижера, - ответила она, имея в виду Гергиева. - Можно только симфоническим и оперным исполнителям позавидовать, что есть такой музыкант, который делает музыку - иногда изумительную, иногда не очень изумительную - шедевром. Я такого дирижера за всю свою жизнь не слыхала. И не думала, что и балет может быть на таком же уровне. Надо подумать.
Вспомнили журналисты и о конкурсе артистов балета "Майя", который в 1994 году придумала Плисецкая.
- Этот конкурс отличался, отличается и, наверное, будет отличаться от всех других балетных конкурсов тем, что у него нет денег. Поэтому он больше и не существует. Печально. Очень много молодых людей, которым этот конкурс помог... Конкурс "Майя" поддерживал Анатолий Собчак. А потом его не стало - и ничего не стало.
- Мы обязательно вернемся к этому разговору, у нас еще есть несколько часов для общения, - обратился тут к Майе Михайловне Валерий Гергиев. - Я думал, что я хорошо проинформирован, а тут вдруг оказывается, что нет. Многое сейчас выясняется... Думаю, Мариинский театр должен выступить с инициативой и помочь Майе Михайловне с реализацией этого проекта. Планы у меня лежат, так что...
Еще Гергиев сказал о том, что в ближайших планах Мариинского театра - постановка балета Фарида Яруллина "Шурале" в хореографии Леонида Якобсона. Сегодня балет сохранен только в репертуаре Казанского балета, а в пятидесятые годы прошлого века "Шурале" танцевали и в Кировском (ныне Мариинский) театре, и в Большом. В 1955 году Майя Плисецкая была первой московской исполнительницей партии девушки-птицы Сююмбике. И сейчас, возможно, станет консультантом постановки "Шурале" в Мариинском театре.
- Я очень любила этот балет, - сказала Майя Михайловна. - Изумительная хореография Якобсона, чудесная музыка Яруллина... Мы все знали, что Яруллин погиб на фронте молодым. И что он попал туда по воле своих завистников...
В заключение пресс-конференции Валерий Гергиев сообщил, что казанская публика услышит на концерте еще и сочинения петербургского татарина Леонида Резетдинова - одного из самых талантливых, по его мнению, современных композиторов.
"Вечерняя Казань" №63 от 22.04.09 |