10.04.09Наша жизнь - игра. Имя ей - "Виктория" | София САЙГАНОВА
На сцене обаятельное трио: старшеклассники, исполняющие роли гоголевских героев, приветствуют юных любителей литературы. Каждый "в образе". Чичиков предупредителен и предприимчив, Хлестаков беззаботен и "легкость мысли в нем необыкновенная". Чартков, как и положено творческой натуре, несколько "не от мира сего".
С этого забавного действа 7 апреля в казанской школе №39 началась третья городская литературная интеллектуальная игра "Виктория". "Виктории" уже девятнадцать лет, сначала она проводилась в школах Приволжского района, а три года назад стала городской. В этом году соревновались более 350 школьников из 21 команды.
Эта игра родилась в Казани в тяжелые девяностые годы, когда школа вела неравный бой за детские души. Жизнь страны изменилась в одночасье, и многое из того, чтобы было наработано школой совсем в других условиях, перестало работать. Создатель игры филолог Ольга Кондратьева, которая тогда была инспектором Приволжского роно, была убеждена, что нет лучшей нравственной прививки смолоду и на всю жизнь, чем Ее Величество Литература. Но для того, чтобы растить книгочеев, школьных уроков словесности явно недостаточно. Нужно было придумать что-то новое, яркое, стимулирующее творчество. Так девятнадцать лет назад и родилась "Виктория". Сначала в нее играли школьники Приволжского района, а потом к ней пристрастились юные гуманитарии всего города.
Зачем, спросит читатель, понадобилась какая-то новая интеллектуальная игра, ведь существуют проверенные временем КВН, "Что? Где? Когда?"
- На мой взгляд, КВН уже давно перестал быть интеллектуальной игрой и превратился в забавное шоу, нам же было важно, чтобы ребята, готовясь к игре, читали классиков, заглядывали в словари и монографии, - отвечает на это Ольга Николаевна. - Ну а в отличие от "Что? Где? Когда?" в нашей игре есть и инсценировки, и музыкальные номера. Ребята пишут сценарии, играют в постановках, все это развивает творчество.
И впрямь, чего-чего, а выдумки детям не занимать! На этот раз игра была посвящена творчеству Николая Васильевича Гоголя, оно и понятно: в честь 200-летия писателя ЮНЕСКО объявило 2009 год - годом Гоголя. Школьники увлеченно и с таким шармом разыгрывали сценки из "Ревизора", инсценировали главы из "Мертвых душ", по паре фраз "вычисляли" литературного героя и тут же затевали с ним беседу. В музыкальной гостиной звучали томные романсы, веселые украинские песни, которые команды пытались "вписать" в гоголевские сочинения. В блиц-конкурсах на знание биографии и творческого наследия писателя ребята тоже блеснули.
- В игре участвуют и не самые благополучные ребята, для них это - окно в другой мир, возвышенный и красивый. Школьники раскрываются с иной стороны, а командные успехи повышают их личную самооценку, - считает Ольга Кондратьева.
- Говорят, вы собираетесь получать патент на эту игру. По слухам, ею заинтересовались и в других городах…
- Совершенно верно, в Краснодарском крае уже играют. Но получать патент я не собираюсь. Мне нужно другое: пусть играет как можно больше детей по всей России.
Самое сильное впечатление от игры: сегодняшние школьники воспринимают Гоголя как современника, комфортно чувствуют себя в выстроенном им мире. Не стареют ни людские характеры, ни типичные ситуации. Скажем, та же коррупция: как цвела она пышным цветом при Николае Васильевиче, так и ныне цветет. Хохочем мы, читая о курьезных ситуациях, так ведь и впрямь над собой смеемся. А самое важное, что ребята не просто играют "в Гоголя", они еще и выводы делают, и совсем не детские. Одна из команд завершила выступление такими словами: "Мы все еще живем в гоголевской России". У нас на самом деле умные дети, и очень наблюдательные.
"Время и деньги" №63-64 от 10.04.09 |