10.04.09Застройка авторитарного типа |
В городах, население которых перешагнуло за миллион, целесообразна не моно-, а полицентрическая система делового центра. Идею децентрализации мы предлагали в Концепции развития Казани еще в 1995 году. Надо создать несколько эпицентров в местах пересечения Большого казанского кольца с вылетными магистралями - Мамадышским и Оренбургским трактами, Горьковским шоссе и прочими. Эти точки надо беречь, не застраивать их сиюминутной ерундой, как, например, у Приволжского рынка. Эта идея здорово воплощается на пересечении проспекта Победы с Оренбургским трактом, где сажается универсиадский комплекс. Кстати, разброс офисов среднего и малого бизнеса равномерно по городу решает и важную задачу приближения безвредных мест приложения труда к местам жительства… Децентрализация - это и эффективнейший способ решения проблемы транспортного коллапса в историческом центре, а также сохранения последнего. Ведь экспансия в центр все смелее и смелее. Уничтожается подлинная история, вроде "Номеров Булгар", которые снесли осенью прошлого года. Почему это произошло, никто не говорит. Видимо, как это бывает, нашелся энергичный инвестор и "хапнул" участок. Теперь, чтобы хоть как-то отмежеваться от этого, по словам Туфана Миннуллина, "вандализма на государственном уровне", нам с правительственных высот заявляют, что отреставрировать памятник было невозможно.
- Почему, по-вашему, была выполнена лишь первая часть Программы ликвидации ветхого жилья и реконструкции исторических районов Казани? Ликвидировать ликвидировали, но исторический центр при этом не реконструировали, а разрушили. Как это возможно, чтобы не выполнялась программа, принятая Гордумой?
- Видимо, это произошло потому, что и генплан города, и федеральная программа по сохранению наследия, и эта программа не обладают статусом закона, каковым такого рода документы нередко наделяются в Европе и субъекте Федерации Москве. И потом, мы - недисциплинированны. Сначала принимаем какие-то решения, а потом их не выполняем - якобы жизнь подсказывает что-то другое. Вот есть проект зон охраны памятников истории и культуры Казани, где определены не только отдельные памятники, но заповедные территории. Одна из них - улица Тельмана. Программа ликвидации ветхого жилья, принятая сессией, ее сохраняла, защищала. И где теперь она?! Какая тут дисциплина! До Венеции, в которой никто даже не задумывается поменять без разрешения шпингалеты на окнах, нам еще очень далеко.
Власть - советам
- Но помимо недисциплинированности действует и фактор заинтересованности. Ближайший пример - улица Гаврилова вдоль Казанки. В жизни, в правилах землепользования и застройки, в генплане города здесь зеленая зона. Но вот это место отводится под жилищное строительство. То есть - вопреки градостроительной документации. Для таких случаев наработана простая схема. Градостроительным уставом предусмотрено, что в отдельных случаях по подаваемой в комиссию по землепользованию и застройке заявке жителей или организаций возможно так называемое перезонирование территории. Такую статью ввели в устав, имея в виду, что это будет происходить редко и под строгим контролем. Первые годы в составе комиссии были представители общественности, Союза архитекторов Татарстана. Сейчас независимых профессионалов в комиссии не осталось, и перезонирования стали проходить легче.
И еще о дисциплине. Градостроительный кодекс России предписывает при решении градостроительных вопросов советоваться не только с профессионалами, но и с населением - посредством проведения публичных слушаний. Но приглашения на слушания делаются так, что о них мало кто узнает. Они объявляются в двух муниципальных изданиях - мельчайшим шрифтом, в глубинах газет. Какие-либо обсуждения с жителями воспринимаются как обуза, а не как потребность. Пример. Мы сделали очень нужную (не поверите - более важную, чем генплан!) работу по межеванию городских территорий. Чрезвычайно злободневную, прежде всего для жителей. Потому что как мы внезапно стали собственниками наших квартир, так мы внезапно станем и собственниками земли вокруг наших домов. И нам не может быть безразлично, что будет на этой земле… Работу сделали в 2006 году, и, по закону, она непременно должна была обсуждаться с населением. Но слушания объявили шепотом, провели формально, при ничтожной явке. По их итогам выпустили проекты. А когда началось формирование кадастровых планов земельных участков и к жителям стали приходить для получения подписей, начались проблемы. Люди говорят: "Ни о каких публичных слушаниях не знаем". И сегодня приходится обсуждать чуть ли не каждый двор в Казани с жителями и вносить массу корректур. И не потому, что тогда плохо сделали свою работу, а потому, что в межевании - как и вообще в градостроительстве - главное это не технические нормы, а согласие общества. Как, по-вашему, разделить квадратный двор четырех домов на четыре части? Ведь при социализме он был общий: с местом для выбивания ковров, стоянкой, детской площадкой, помойкой. А теперь его надо делить на четыре части, и одним достанется помойка, а другим - детская площадка. Тут никакие нормативы не действуют, только согласие жильцов. |