По мнению управляющего группой компаний "Райдэн" Марселя Шамсутдинова, на рынке аренды торговых площадей в Казани произошла смена тренда. Сначала была фаза захвата рынка: арендатор готов был брать все, что только можно ухватить. Теперь он выбирает и требует снижения арендных ставок. "За время кризиса аренда торговой недвижимости подешевела, в среднем, в 2 раза. Раньше средняя цена была 1000 рублей за кв. м, сейчас где-то 550. Сеть X 5 Retail Group ("Пятерочка", "Карусель") предложила арендовать наши площади по 250 (!) рублей за кв. м., - говорит он.
Свободными сегодня стоят около 20% торговых площадей. Такие данные приводит консультант-аналитик ООО "Азимут-консалтинг" Резеда Абдрахманова. Некоторые торговые центры пока еще могут позволить себе роскошь не снижать арендную плату, однако, в целом по Казани, ставки упали на 25-40% (по сравнению с маем 2008 года). В некоторых торговых центрах в зависимости от профиля магазина применяется система скидок на определенный период.
СКИДКИ, СКИДКИ, СКИДКИ
ГРК "Корстон" на своем сайте объявило о 40-процентной скидке на аренду торговой площади на цокольном этаже. Впрочем, даже скидочная цена не слишком дешева – от 850 до 3000 рублей за кв. м. в месяц.
Генеральный менеджер ООО "Корстон-Казань" Джордано Бори сообщил, что ГРК "Корстон" в Казани также столкнулся с проблемой нехватки арендаторов. "Мы предлагаем дополнительные услуги, создавая эксклюзивную форму сотрудничества", - объяснил принцип взаимодействия с арендаторами г-н Бори.
Борется за арендаторов и "Единая арендная система". Андрей Гируцкий признался: чтобы удержать "Вестер" в торговом центре "Грани", пришлось пересмотреть арендные ставки, естественно, в сторону уменьшения.
В ГРУППЕ РИСКА – НОВИЧКИ И ОДИНОЧКИ
По мнению экспертов, первыми от кризиса "вымрут" отдельностоящие магазины, которые находятся вдалеке от "пешеходной тропы", не имеют удобных парковок.
Также в группе риска – магазины, ориентированные на продажу товаров премиум-класса. Люди под влиянием кризиса начинают откладывать на "черный день", меньше тратятся на предметы не первой необходимости, покупают более дешевые товары.
Большую роль играет и возраст торгового центра, а точнее то, успели ли инвесторы до кризиса "отбить" расходы и выйти в прибыль. Такие счастливчики могут позволить себе поиграть арендными ставками.
Будущее новых комплексов вызывает большое сомнение. 28 февраля этого года открылся ТЦ "Азино" на ул. Минская, на второе полугодие 2009 года намечено открытие ТРЦ "FRANT" на Горках, на реконструкцию закрыт ТЦ "Южный".
"Все зависит от политики этих комплексов, - считает основатель группы компаний "Александр ЛТД" Александр Сергеев. - Срок окупаемости такого бизнеса не 10 лет, как было раньше, а 20, 30, 40. Если сделают аренду 1000 рублей за кв. м, то жить не будут".
ВРЕМЯ ДЕМПИНГА
Эксперты опасаются давать точные прогнозы, но сходятся во мнении, что 2009 год – станет временем падения продаж и торжества демпинга по арендным ставкам.
"В течение года на 15-20 процентов могут упасть продажи - по еде и до 30-40 - по вещам, - дает прогноз Марсель Шамсутдинов. - В физическом объеме люди будут брать столько же продуктов, но, например, не импортные макароны за 40 рублей, а серые казанские - за 15 рублей".
Александр Сергеев считает, что количество закрытых торговых центров будет целиком зависеть от падения покупательского спроса: "Смотрите статистику: если снизится покупательская способность на 40 процентов, значит и торговых центров будет на 40 процентов меньше!".
Общая площадь 28 основных торговых центров Казани составляет 780 тыс. кв. м. Таким образом, на каждую сотню жителей приходится 65 кв. м (средняя трехкомнатная квартира). Это самый высокий показатель в РФ.
«БИЗНЕС Online» от 8.04.09 |