Инна СЕРОВА
Более половины рекламных конструкций на улицах Казани установлены незаконно: из них - 45 процентов размещены без заключения договора с горисполкомом, а 15 процентов - и вовсе бесхозные. Незаконную и бесхозную рекламу горисполком намерен снести или узаконить, но сделать это не так-то просто.
Как сообщила на совещании в мэрии начальник городского управления наружной рекламы и информации Ирина Дябилкина, в прошлом году владельцы демонтировали 509 таких конструкций, а вот на 106 материалы переданы в прокуратуру, по принудительному демонтажу еще 37 конструкций возбуждены судебные дела. И лишь на 408 рекламных щитов владельцев заставили заключить договоры, то есть они теперь будут приносить городу доход.
Правда, в связи с финансовым кризисом уже в январе до 70 процентов рекламных площадей на щитах размером 3х6 м оказались невостребованными. И антикризисный штаб исполкома принял решение разместить на них более 900 баннеров с социальной рекламой, освободив владельцев щитов от уплаты в бюджет города по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Но, чтобы более ни один незаконный рекламный объект не ускользнул от пристального внимания чиновников, управление наружной рекламы и информации начало разработку двух программных комплексов - системы геопространственной базы данных рекламных конструкций и системы автоматизированного учета рекламных конструкций. Разработчик - ООО "ГрадоСервис". Сейчас выполнен первый этап работ и закуплены ноутбуки, оснащенные GPS-приемниками и GPRS-коммуникаторами - для привязки всех рекламных и информационных конструкций к специальному слою единой геоинформационной системы Казани...
С середины 2008 года рекламщики были вынуждены начать играть по новым правилам: 1 июля вступили в силу изменения в федеральный закон "О рекламе". Установка и эксплуатация всех рекламных конструкций, в том числе и устанавливаемых владельцами для саморекламы, на земельных участках или строениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, стала возможна только на основе победы на торгах.
Открытые аукционы на право заключения договоров на установку и эксплуатацию сетевых рекламных конструкций в 2008-м проводились трижды. На них были выставлены 12 рекламных щитов размером 3х6 м и 14 перетяжек на транспортных мостах и надземных пешеходных переходах. При общей стартовой цене 1,23 млн руб. по итогам торгов в бюджет города поступило почти 3,5 млн.
А вот торги на право размещения индивидуальных рекламных конструкций пока остаются делом неприбыльным. Можно сказать, что это и не торги вовсе - потому как за право разместить рекламу на них никто не торгуется. Ирина Дябилкина сообщила, что впервые открытый аукцион на право размещения индивидуальных рекламных конструкций на территории Казани был проведен в декабре. Он оказался чистой фикцией: заявки были поданы лишь на десять из девятнадцати выставленных лотов, причем на восемь из них претендовало по одному покупателю. В итоге все лоты были проданы по начальной цене, а общий доход от безальтернативного аукциона составил 32,7 тысячи рублей... Второй открытый аукцион на право размещения индивидуальных рекламных конструкций состоится в Казани 18 марта - для него снова сформировано девятнадцать лотов.
Ирина Дябилкина отметила, что торги на индивидуальные конструкции, приносящие столь незначительный доход городу, лишь усложнили сотрудникам управления рекламы и информации работу, а заказчикам - жизнь. Поскольку сроки получения разрешений на установку рекламы увеличились. "Но другой возможности размещения индивидуальных рекламных конструкций на сегодняшний день не предусмотрено, - сказала она. - В рамках законодательства узаконение самовольно установленных конструкций без демонтажа и участия в торгах невозможно".
Скоро чиновников ожидают новые трудности, а городской бюджет - ощутимые потери. Сегодня горисполком дает разрешения на размещение рекламы на муниципальных многоквартирных домах, не спрашивая на это согласия собственников приватизированных квартир, но на днях в Госдуму был внесен законопроект, который может в корне изменить этот порядок. Если подготовленная депутатами поправка в федеральный закон "О рекламе" пройдет, то без соответствующей записи в протоколе общего собрания собственников жилья и без заключенного от их имени договора с рекламщиками на жилых домах не появится ни баннера, ни растяжки. В случае же заключения договора с собствениками квартир доходы от размещения рекламы на домах пойдут уже не в бюджет муниципального образования, а владельцам жилых помещений.
"Вечерняя Казань" №33 от 4.03.09 |