02.03.09На авиакомпанию «Татарстан» насели кредиторы | Любовь ШЕБАЛОВА, Юлия ГАРАЕВА
Авиакомпании «Татарстан» грозит банкротство. Один из ее кредиторов — аэропорт «Бегишево» не исключает, что подаст в суд заявление о признании авиакомпании несостоятельной, если она не погасит долг за аэропортовое обслуживание и ГСМ в сумме 31 млн руб. Претензии к перевозчику имеют и другие партнеры. Эксперты считают, что правительство республики не допустит банкротства национального авиаперевозчика.
ОАО «Бегишево», эксплуатирующее одноименный международный аэропорт в Нижнекамском районе Татарстана, подало иск в арбитражный суд республики к своему акционеру ОАО «Авиакомпания „Татарстан“» (по данным «СПАРК-Интерфакс» на 1 января 2009 года, авиакомпания владела 35,26% от уставного капитала ОАО «Бегишево»), требуя выплаты долга в размере 28 млн руб. за аэропортовое обслуживание и ГСМ.
Вчера на судебном заседании представители аэропорта пояснили, что эту сумму составляет задолженность авиаперевозчика, возникшая с июня по 30 сентября прошлого года, когда он не полностью оплачивал услуги аэропорта.
Представитель АК «Татарстан» в суде Ильгиз Ахметзянов в свою очередь заявил, что авиакомпания считает долг «уже погашенным». По словам господина Ахметзянова, аэропорт «Бегишево», который раньше входил в состав авиакомпании в качестве филиала, вышел из нее в мае прошлого года („Ъ“ писал об этом 22 марта 2008 года). Договор же на аэропортовое обслуживание стороны заключили только 11 июня, хотя АК «Татарстан» «осуществляла рейсы (и до этой даты. — „Ъ“) и производила платежи». По его словам, на этот счет «имеется платежка и акт сверки», «но „Бегишево“ не хочет признавать платежное поручение».
Однако представитель аэропорта Екатерина Глянц отметила, что «на предварительном судебном заседании авиакомпания задолженность признала и предложила заключить мировое соглашение», но затем «отказалась от долга». По словам госпожи Глянц, со времени подачи иска (20 ноября 2008 года) долг увеличился до 31,1 млн руб., поскольку «Бегишево» продолжает обслуживать самолеты авиакомпании.
ОАО «Авиакомпания „Татарстан“» создано в июле 2000 года на базе одноименного ГУП. Уставный капитал — 81,23 млн руб., 100% акций принадлежат правительству республики. По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана на февраль 2009 года, авиапарк АК «Татарстан» включает два Boeing-737-500 (1990-1992 годов выпуска, износ 48-50%), пять Ту-154, шесть Як-42, четыре Ту-134 (износ у всех 60-78%) и один CL-604 (салон, износ 10%). В 2007 году чистый убыток компании составил 253,9 млн руб. против 4,9 млн руб. чистой прибыли в 2006 году. На начало 2008 года активы АК оценивались в 964,3 млн руб.
Как рассказывал „Ъ“ (6 марта и 1 декабря 2008 года) авиакомпанию «Татарстан» с прошлого года преследуют кредиторы. Ее базовый аэропорт — МАК «Казань» — через суд взыскал с авиакомпании 30 млн руб. долга за наземное обслуживание самолетов. В декабре в арбитраж обратились поставщик авиатоплива ЗАО «Татнефтьавиасервис», который потребовал от АК «Татарстан» оплаты авиакеросина на 70 млн руб., и екатеринбургский аэропорт «Кольцово» с претензиями на 5,3 млн руб. за аэронавигационное, аэропортовое и наземное обслуживание.11 января арбитраж Татарстана вынес решение в пользу «Татнефтьавиасервиса», однако оно пока не вступило в силу, поскольку АК «Татарстан» оспорила его. Долг же перед «Кольцово» авиакомпания признала — по сообщению информагентств, на прошлой неделе стороны подписали мировое соглашение об условиях его погашения.
По мнению заместителя гендиректора «Бегишево» Ивана Багрова, сейчас сумма долгов АК «Татарстан» такова, что позволяет сделать вывод о ее неплатежеспособности. Он не исключил, что «Бегишево» может подать заявление о банкротстве авиаперевозчика. «Основание для этого — два дела в арбитраже: наш иск и „Татнефтьавиасервиса“, по которым сумма долга превышает уставной капитал авиакомпании, что само по себе говорит о ее несостоятельности»,— сказал господин Багров „Ъ“. |