24.02.09Шаляпинский фестиваль - это пик сезона для оперы | Как всегда, грандиозными гала-концертами завершился Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина. Фестиваль, без которого уже невозможно представить себе культурную жизнь Казани. С просьбой подвести своего рода итоги нынешнему Шаляпинскому "ВК" обратилась к художественному руководителю оперы театра им. М. Джалиля Гюзель Хайбулиной.
- Как вы оцениваете нынешний фестиваль?
- Я могу сказать, что по сравнению с прошлым годом и даже позапрошлым это самый масштабный фестиваль по количеству спектаклей. В прошлом году мы сыграли только семь спектаклей. В этом году - десять и два гала-концерта, то есть по масштабу, по разнообразию стилей, по географическим рамкам этот фестиваль превосходит предыдущий. Для меня знаковым был фестиваль двадцать пятый, юбилейный. Тогда, вы помните, была прямая трансляция канала "Культура", приехали такие звезды, как Бородина, Огновенко. Это был взлет, но и фестиваль тот финансировался особо, специально были выделены деньги для гала-концерта. После него очень трудно было удержаться на высоте и продолжать удивлять публику.
- XXVII Шаляпинский проходил в условиях экономического кризиса, и это наверняка создало дополнительные сложности?
- Этот вопрос, конечно, больше к директору театра. То, что Шаляпинскому фестивалю уже 27 лет, - в первую очередь, я считаю, заслуга директора театра Рауфаля Мухаметзянова. Он придумал и создал уникальную модель, ведь она не изменилась с 1982 года. Это единственный фестиваль в мире, носящий имя оперного певца, проходящий на его родине и в век господства режиссерского театра, культивирующий искусство оперного пения и ставящий оперного певца на вершину театральной пирамиды. Сама идея оказалась оптимальной и простой благодаря профессиональным усилиям Рауфаля Сабировича, его менеджерскому таланту и, конечно, его работе с правительством, министерством культуры... Несмотря ни на какие трудности, он обеспечивает приезд звезд.
- И еще. В фойе у вас выставлена новая экспозиция...
- Да. Очень интересная. Делает эту выставку Рамзия Идиатуловна Такташ. В этом году фестиваль посвящен 135-летию начала постоянных оперных сезонов в Казани, и на стендах представлен сводный репертуар Казанского городского оперного театра конца XIX - начала XX веков. Этот репертуар достоин любого европейского театра. Шесть опер Мейербера, пять опер Вагнера, все оперы Массне... Например, в 1909 году в Казанском оперном театре шли "Тристан и Изольда" Вагнера и "Таис" Массне.
- А для вас лично нынешний фестиваль какой по счету?
- Я провожу фестивали как художественный руководитель с 93-го года, считайте, это уже шестнадцатый. А вообще 13 марта исполняется ровно 20 лет, как я работаю в этом театре.
- Не устали от фестивалей?
- Конечно, это большое напряжение. Фестиваль - пик сезона для оперы, это предельная концентрация, это очень сложно.
"Вечерняя Казань" №27 от 21.02.09 |