24.02.09Стройка века снова без денег | Валентина ПАХОМОВА
Будущее Казани руководителям республики все еще видится с разветвленной сетью подземного транспорта, но отстаивать интересы нашего метростроя в Москве им становится все труднее. В прошлом году долго выбивали деньги из федерального бюджета, но до сих пор неизвестно, когда центр выделит средства.
- Прошлогодние бюджетные деньги освоены, а новых нет. Казметрострой в 2008-м получил из республиканского бюджета 1 миллиард 800 миллионов рублей, а из федерального - 635 миллионов, - говорит директор МУП "Дирекция по строительству транспортных подземных сооружений Казани" Анатолий Церцеил. - В этом году Казметрострою еще ничего не перечислено - ни из федерального, ни из республиканского бюджетов.
В финансовой яме метростроевцы оказывались и в первые годы строительства подземки: из-за недостатка средств его то приостанавливали, то возобновляли. И только в 2005 году, когда в рамках подготовки к 1000-летию города из федерального бюджета потекли деньги, первая очередь была наконец-то сдана. Но в феврале прошлого года руководитель Казметростроя Марат Рахимов вынужден был на сессии гордумы напрямую обратиться к Минтимеру Шаймиеву с просьбой о предоставлении кредита в размере 1,3 миллиарда рублей для завершения строительства тоннеля от станции "Козья слобода" до "Кремлевской". Тогда президент заверил, что на достигнутом не остановимся, однако уточнил, что "не может быть так, чтобы федеральный центр принимал участие в строительстве метро в городах-миллионниках на двадцать процентов".
Однако желание президента изменить схему финансирования пока не осуществилось. В этом году республика выделяет на строительство метро 842 миллиона рублей, а федеральный центр - всего лишь около 200 миллионов. О том, что Татарстан при таком раскладе бюджетных средств не потянет метрополитен, заявил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдус Фасхутдинов на коллегии минтранса.
- В прошлом году мы ввели в эксплуатацию станцию "Проспект Победы", сейчас продолжается работа по строительству тоннеля от станции "Кремлевская" до станции "Козья слобода". По оценке специалистов, для завершения строительства первой линии метрополитена к Универсиаде необходимо 40 миллиардов рублей, что при существующих подходах к финансированию для республиканского бюджета является непосильной задачей, - сказал Фасхутдинов. - В этих условиях необходимо добиваться финансирования строительства метро на паритетных с Российской Федерацией началах.
Между тем стоимость строительства метрополитена с каждым годом повышается. Когда на правительственном уровне принималось решение об удлинении к 2013 году первой линии метро до 17 километров и увеличении количества станций с пяти до десяти, то на реализацию этого проекта требовалось ориентировочно 13 миллиардов рублей. А теперь, чтобы сдать станцию "Заречье" (переименованная "Козья слобода") и построить еще три - "Московскую", "Авиастроительную" и "Дубравную", необходимо уже в три с лишним раза больше. Специалисты говорят, что если рубль и дальше будет дешеветь, то и этого не хватит.
Главный козырь татарстанских властей, рассчитывающих на помощь из федерального центра, - проведение в Казани Универсиады. Но удастся ли изменить схему финансирования строительства подземки? Председатель постоянной комиссии по градостроительству гордумы Михаил Пузырев (которому в свое время пришлось заниматься Казанским метрополитеном) сказал как-то корреспонденту "ВК", что это в первое время федеральный центр поддерживал регионы, в которых строилось метро, выделял им в равных с ними долях средства, а потом никакие схемы уже не действовали: "Перед тысячелетием города мне пришлось принимать пять станций метро, подписывать 76 разрешительных документов. Так вот из федерального центра в 2005 году нам недодали более миллиарда рублей".
Директор МУП "Дирекция по строительству транспортных подземных сооружений Казани" Анатолий Церцеил говорит, что программы финансирования строительства метро на четыре года нет. Есть проект. Но проект проектом, а метростроевцам надо платить зарплату. Пока республика договаривается с федеральным центром о схеме финансирования, Казметрострою приходится брать кредиты, чтобы рабочие не сидели без денег.
"Вечерняя Казань" №27 от 21.02.09 |