21.02.09Федеральные торговые сети бойкотируют инициативу ТПП | Луиза ИГНАТЬЕВА
Торгово-промышленная палата Татарстана, намеревавшаяся "подружить" местных производителей с торговыми сетями на ниве продаж социально значимых продуктов, столкнулась с бойкотом федеральных ритейлоров. Глава согласительной комиссии ТПП Владимир Жуйков сообщил, что федеральные торговые сети отказываются пересматривать отношения с поставщиками продуктов первой необходимости, что делает невозможным повторение прошлогодней акции по замораживанию розничных цен.
По рекомендации экономического совета при правительстве РТ Торгово-промышленная палата в январе разработала положение о взаимодействии, которое могло бы изменить отношения местных производителей с торговыми сетями. Как пояснили корреспонденту "ВК", это вызвано тем, что некоторые сети задерживают возврат производителям средств за поставленную продукцию, а за "место на полке" увеличили бонусные взносы.
С предложениями по защите производителей социально значимых продуктов питания корреспондента "ВК" познакомил Владимир Жуйков. В разработанном комиссией документе содержатся десять позиций, которые обязательно должны присутствовать в договорах, и десять, которые рекомендуется исключить. В частности, предлагается сократить отсрочку платежа с 60 до 2 - 7 дней в зависимости от оборачиваемости товара и отменить входные бонусы при отгрузке в сеть нового продукта.
Член согласительной комиссии ТПП Ильяс Зиннуров считает, что при продаже хлеба и молока с суточным сроком хранения возврат выручки через два месяца - неоправданная задержка. Кроме того, следует отменить в договорах пункт о возврате поставщику 100% нереализованной продукции: "Мы считаем, что ответственность за сбыт должны нести двое - производитель и продавец. Значит, риски нужно делить хотя бы 50 на 50". При этом сам поставщик, говорит г-н Зиннуров, должен фиксировать отпускные цены на едином для всех продавцов уровне. Тем самым ТПП добивается смягчения условий партнерства для производителей.
Однако инициатива ТПП потерпела неудачу. Как сказал Владимир Жуйков, новые правила игры приняли пять из шести республиканских торговых сетей: подписано более 60 договоров с местными производителями. А федеральные ритейлоры "Перекресток", "Реал" и другие пока их бойкотируют. "Представители этих компаний выслушали наши предложения, но отказались переписывать действующие договора", - говорит Жуйков.
Интересно, что среди "отказников" у ТПП значится и франчайзинговая сеть "Пятерочка", управляемая казанским ООО "Ак Барс торг". Специалист по связям с общественностью компании Игорь Сикорский подтвердил эту информацию, но воздержался от комментариев. Коммерческий директор Казанского молочного комбината, входящего в ОАО "ВАМИН Татарстан", Ильхам Низамутдинов возмущен. "Если уж "Ак Барс торг" не идет на уступки, то чего ждать от московских сетей", - сказал он по телефону корреспонденту "ВК". По словам Низамутдинова, лучше всего у производителей складываются отношения с "Бахетле", которое возвращает выручку через пять дней после отгрузки и выставляет минимальную - 10-процентную - торговую наценку. Остальные продавцы накручивают на казанское молоко аж до 25% .
Отказ федеральных сетей, контролирующих большую часть продовольственного рынка Татарстана, перечеркивает и возможность повторения прошлогодней акции по замораживанию розничных цен на социально значимые продукты, сокрушается господин Жуйков. Ведь, если татарстанские сети в рамках поддержки социальной акции снизят торговую наценку, они окажутся в неравных условиях с конкурентами.
"Вечерняя Казань" №25 от 18.02.09 |