20.02.09Своеобычное французское кино | Даша КАРИМОВА
В кинотеатре "Мир" завершился III Фестиваль французского кино, после которого по-прежнему хочется сказать спасибо братьям Люмьер и, говоря "французское", в уме держать "европейское".
У них, к счастью, все по-прежнему. Психологизм, драматизм, излишняя откровенность и чувственность. Герои в большинстве случаев существуют лишь формально. Условные "Он" и "Она", условный "подросток", условный "тюремный надзиратель". Они все - только одни из. Их истории, на первый взгляд, совершенно типичны.
Они проносятся, словно воображенные тобой же истории людей, которых случайно видишь в машинах, автобусах, на остановках и улицах. Порой именно из-за этого фильмы, представленные на фестивале, трудно досмотреть. Кажется, что тебе все известно заранее, что все это - слишком безыскусно. Обыкновенную историю из жизни обыкновенного человека смотреть не так уж и интересно.
Но во многих из этих фильмов все как-то глубже и детальнее. В этих историях вдруг обнаруживаются обычные, на первый взгляд, камни, о которые спотыкаются герои. Возникают конфликты, которые никто не умеет развить так, как люди, создающие то самое, - классическое европейское кино.
Здесь человека выворачивают чуть ли не наизнанку. И пусть человек этот почти не имеет цвета, пусть его эмоции и чувства могли быть пережиты сотнями тысяч других. Но сейчас это именно он. И его чувства при всей своей предсказуемости иногда остаются не понятыми до самого конца.
Удивительным образом недосказанность присутствует до самого последнего момента. До последней буквы в предложении. До последней точки. Чаще - многоточия.
Или последней улыбки. "Маминой улыбки", которую пытается вернуть 15-летняя девочка. Понятное дело, не без помощи. Здесь это "крестная фея" - потрясающая Джейн Биркин. Под музыку которой, пожалуй, только что и стоит знакомиться с украденными французскими поцелуями и улыбками.
Или до последнего взгляда из окна патрульной машины, за которым последует спорная идея
"13-м?" - "Не у каждого хватает денег, чтобы быть честным".
Эти фильмы, снятые на родине мирового кинематографа в последние два года, не найти нигде в Интернете. В лучшем случае - короткое описание. Словно переведенное со сложного русского на простой английский. Потерявшее всю детальность, точность, красочность. Например, для "Водяных лилий" (2006 г.): "Лето в пригороде Парижа. В центре внимания - 15-летние подростки, которым нечем заняться. Разве что - рассматривать потолок в собственной комнате. Мари, Анна и Флориана встречаются в местном бассейне. Первые желания. Первый опыт всегда незабываем, потому что не знает запретов".
Для всех других - примерно то же. Словно неуклюже переведенное и пересказанное.
Эти фильмы никогда не выходили в прокат в России. Их по-прежнему, как и все прошлые годы, отбирают сами французы, которые стремятся показать то лучшее, что есть во Франции сегодня. И ежегодный фестиваль, проводимый "Альянс-Франсез-Казань", - единственная возможность их увидеть.
"Время и деньги" №29-30 от 20.02.09 |