17.02.09Из России в Индию и обратно | Николай РЫБИНСКИЙ, специальный корреспондент радио "Орфей" (Москва)
В пятницу, 13 февраля, в день рождения Ф.И. Шаляпина, на XXVII Международном оперном фестивале его имени по традиции была представлена народная музыкальная драма М. Мусоргского "Борис Годунов". Так называемая "шаляпинская" опера на фестивальной сцене собрала действительно звездный состав исполнителей - Михаил Казаков (царь Борис), Владимир Богачев (Самозванец), Ирина Макарова (Марина Мнишек), Владимир Ванеев (летописец Пимен). И публика в своих ожиданиях от встречи с этими артистами не обманулась.
Если трое из этих артистов в "Борисе Годунове" пели на прошлых фестивалях, то Владимир Ванеев семь лет не был в Казани. Солист Мариинского театра объяснил мне, что его очередной приезд на родину Шаляпина обусловлен прежде всего редкой возможностью спеть любимую партию барона Скарпиа в опере Пуччини "Тоска" и интересом к творчеству коллег.
- Изменилась ли Казань за эти годы? - поинтересовался я у Владимира Ванеева.
- О-о, теперь Казань - это один из красивейших городов России, некоторые улицы я даже не узнал, настолько они хороши, а магазины, поверьте мне, на уровне европейских. Оперный театр превратился после реконструкции в сценическую площадку XXI века. Хотя та самая реконструкция несколько испортила акустику зала, но, к сожалению, казанский театр в этом аспекте не одинок, - констатировал певец.
Бытует мнение, что среднестатистический зритель считает оперу "Борис Годунов" непростой для восприятия, тем не менее я увидел в зрительном зале много молодых лиц. А это значит, что в первой половине XXI века опера в Казани не останется без своего зрителя.
Субботний вечер, 14 февраля, должен был перенести нас из России начала XVII века на один из островов Южной Индии, в экзотический мир искателей жемчуга. Однако по воле английской постановочной группы действие оперы разворачивается в одном из очень красивых индийских салонов Лондона. Все остальное - от костюмов, танцев и жестов - подлинное. Замечено, что, когда спектакль логично и красиво создан, он всякие вмешательства отторгает и остается в первозданном виде много лет. "Искатели жемчуга" Ж. Бизе в оперном театре Казани в числе таких спектаклей. К этому следует добавить, что главные исполнители Сусанна Чахоян и Игорь Борко (Украинская национальная опера), а также Юрий Ившин (театр оперы и балета им. М. Джалиля) много раз пели в "Искателях жемчуга" вместе, и это обстоятельство поспособствовало успеху спектакля. Впрочем, как и великолепная работа хора (хормейстер Н. Джураева), балета (худрук В. Яковлев) и оркестра под управлением шведского дирижера Мики Айшенхольца.
В фестивальной афише 15 февраля была опера Римского-Корсакова "Царская невеста". Она вернула нас на нашу грешную землю, в Россию времен Ивана Грозного. В основе сюжета лежат исторические события - женитьба царя Ивана Васильевича на Марфе Собакиной и тайна ее скорой смерти. Но в опере нет сюжетных тайн, и мы в конце концов узнаем, кто есть кто: смиренная жертва Марфа (Т. Богачева), удалая злодейка Любаша (И. Макарова), опричник-интриган Григорий Грязной (А. Бреус) и т.д.
В этом спектакле (режиссер-постановщик Г. Хайбулина) сделан акцент на психологическую драму героев, метафоричность. А при таком решении спектакля должен очень четко "работать" театральный свет, чего я не увидел. Так случилось. Успех "Царской невесте" принесли, конечно же, солисты, хор и оркестр театра под управлением Вячеслава Волича (Большой театр Республики Беларусь).
А к светским подробностям того вечера можно отнести посещение спектакля чрезвычайным и полномочным послом Турции в России Халилем Акынджы с супругой. Конечно, в Казани гостям много есть что посмотреть и послушать, но приятно, что господин посол выбрал все-таки оперу.
И еще одно суждение стороннего наблюдателя... Мне по роду службы приходится достаточно много видеть оперных спектаклей, поставленных в разных театрах мира. Впечатления неоднозначные. Но когда читаешь в российских СМИ рецензии наших музыкальных критиков на эти спектакли, то красной нитью проходит мысль, что у них всегда все прямо и ровно, а вот у нас, дескать, все криво и косо. Так вот. Большинство спектаклей Шаляпинского фестиваля опровергают это.
Сегодня на фестивале - "Аида" Дж. Верди. Эту "египетскую" оперу ставили и на стадионах, и среди пирамид, и в самых неожиданных постановочных версиях...
"Вечерняя Казань" №24 от 17.02.09 |