10.02.09А в метро-то уже вагонов не хватает! | Инна СЕРОВА
На 7,6 процента, то есть на 26 миллионов пассажиров, упал за 2008 год пассажиропоток в городском транспорте, особенно резко уменьшилось количество пассажиров в трамваях и автобусах - на 14 и 9 процентов соответственно. Вчера на "деловом понедельнике" председатель городского комитета по транспорту и связи Айдар Абдулхаков объяснил, почему это произошло.
Первой причиной, по его мнению, стала легкость получения автокредитов: мол, народ стал массово пересаживаться на личные авто. (Посмотрим, начнется ли в этом году, согласно вышеописанной логике, обратный процесс.) Во-вторых, число пассажиров в трамваях уменьшилось в связи с уменьшением количества самих трамваев: недавно демонтировали пути на Пушкина, Маркса, Ершова и отменили трамвайные маршруты № 5, 12, 20 и 21. В-третьих, в последнем квартале 2008-го заметно ухудшилась социально-экономическая ситуация в городе, на предприятиях сократили работников - люди стали меньше ездить на троллейбусах и автобусах. А в-четвертых, с 1 марта 2008-го горисполком внял просьбам пассажиров удлинить некоторые маршруты, чтобы сократить количество пересадок. И если раньше человека, добиравшегося на работу с пересадкой, считали за двух пассажиров, то теперь его считают лишь один раз.
Зато, отметил Абдулхаков, в городе развиваются троллейбусная сеть и метро. И объем пассажироперевозок троллейбусами увеличился на 16 процентов, а на метрополитене пассажиров стало больше на 12 процентов. "Растет популярность метрополитена, - порадовал докладчик присутствующих. - С открытием новой станции "Проспект Победы" в январе пассажиропоток на метрополитене увеличился на 40 процентов". И тут же огорчил, сообщив, что теперь в метро стало резко не хватать вагонов: в часы пик все желающие в них просто не помещаются. И еще метро грозят серьезные финансовые трудности: в республиканском бюджете не предусмотрены субсидии на содержание станции "Проспект Победы" в 2009 году.
Кроме того, председатель комитета сообщил, что укомплектованность предприятий городского пассажирского транспорта водительскими кадрами увеличилась и практически соответствует норме (1,75 человека на место при норме 1,8). Правда, дефицит сократился почти вчетверо благодаря негативным тенденциям, связанным с кризисом. Если до кризиса - за весь 2008 год - учебный центр МУП "Метроэлектротранс" подготовил 298 водителей для общественного транспорта, то в январе, когда число безработных подскочило вверх, набрали сразу четыре группы - 96 человек. С конца года на общественный транспорт пересаживаются в качестве водителей и дальнобойщики - сказалось сокращение объемов грузоперевозок. А еще с дефицитом кадров нам помогают бороться водители из стран ближнего зарубежья - в настоящее время на городских маршрутах рулит более 300 мигрантов.
...Напоследок в свой, в целом оптимистический прогноз чиновник, отвечающий за транспорт, добавил толику пессимизма. Транспортным предприятиям грозит дальнейшее падение пассажироперевозок, а следовательно, и доходов. Но как бороться с этим, никто не знает - одно слово, кризис. А будет падать спрос на городские пассажирские перевозки - упадут и доходы транспортников что, в свою очередь, запросто может привести к дальнейшему сокращению перевозок (чинить сломавшиеся машины и развивать вширь троллейбусную сеть станет не на что).
"Вечерняя Казань" №19 от 10.02.09 |