10.02.09Татарстан закрывается на кризис | Марина ЮДКЕВИЧ
Под впечатлением кризиса Татарстан уходит в себя: готовится проект постановления кабмина, которое должно создать в республике в значительной степени замкнутый цикл потребления. Удовлетворение потребностей гос- и муниципальных бюджетов, а также производственных нужд многих компаний республики планируется ориентировать исключительно на товары и услуги, производимые внутри Татарстана.
Параллельно в агентстве по госзаказу РТ идет работа над механизмом осуществления этой идеи. Проект называется "Электронное торгово-информационное сообщество" (ЭТИС), но рабочее его название куда выразительнее: биржа "16 to 16". Эта смесь английского с нумерологическим означает: потребителям 16-го региона от производителей 16-го региона. Первые должны будут размещать на этом интернет-ресурсе информацию о всех своих потребностях в товарах и услугах, вторые - о своих возможностях по производству товаров и услуг. Здесь же местным потребностям предстоит счастливо совпасть с местными же возможностями. В итоге деньги татарстанского бюджета и татарстанских компаний будут меньше утекать к товаропроизводителям из других регионов и больше стимулировать внутриреспубликанский платежеспособный спрос. И тем самым спасут татарстанскую экономику в условиях кризиса.
Похоже, в кабмине пришли к выводу, что от федеральной антикризисной политики в регионах не много проку. Значит - спасайся кто как может, а декларируемое Конституцией России единство экономического пространства можно считать, как выражаются бюджетные финансисты, неоплачиваемым мандатом федеральной власти. А если каждый регион выплывает в одиночку, то вряд ли разумно ждать, что он потратит последние силы на спасение всех, барахтающихся в той же реке.
В число потребителей, которым предстоит сосредоточиться на поддержке татарстанского производителя, намерены включить не только гос- и муниципальных заказчиков (этим-то, понятно, деваться некуда) и автономные учреждения (они фактически еще вчера были гос- и муниципальными). Но что всего интереснее и привлекательнее с точки зрения количества денег, то же самое настоятельно предложат сделать и корпоративным заказчикам - компаниям, в капитале которых есть хоть какая-то доля государства, пусть даже это одна "золотая акция".
И даже те компании, которые не имеют вовсе никакого отношения к государству, а всего лишь заключили контракт на поставку чего-либо в рамках гос- или муниципального заказа, они тоже должны автоматически попасть в число потребителей татарстанской продукции. Ведь чтобы их работа на госзаказ была в конце концов оплачена, все, что нужно для выполнения такого контракта, они должны будут закупать не где-нибудь, а именно на бирже "16 to 16".
Как объяснил гендиректор Агентства по госзаказу РТ Яков Геллер, планируется задействовать механизм ежедневных котировочных сессий. К примеру, если в полдень прекращается внесение предложений поставщиков в электронную базу данных, то в 12.05 происходит автоматическое сравнение цен, и потребитель получает тот товар, который можно получить по более низкой цене.
Но как защитить спасаемый властями татарстанский рынок от нерегулируемого наплыва спасающихся из других регионов? Федеральный закон о госзаказе запрещает ограничивать круг участников торгов какими-либо - в частности, региональными - рамками. Так мало ли кто рванет к нам за буйки с криком: "А у нас дешевле!" - тогда спасательных кругов, т.е. денег, на своих не хватит...
Именно потому и выбран метод котировочной сессии, что это - не торги (вышеназванный запрет на них не распространяется), а ресурс для сравнения однородной продукции именно татарстанских производителей. А однородная продукция, цитирует Яков Геллер известного экономиста Стэнли Фишера, есть такая продукция, при покупке которой у одного продавца покупатель не менее счастлив, чем при покупке ее у другого продавца. Условие, не предлагаемое Фишером, но предполагаемое у нас: если оба продавца - свои, местные. |