Жанна ПЕЧЕНКО
Кризис заставит россиян больше читать. Однако 30-45% книжных магазинов в России будут вынуждены прекратить свое существование. Такое парадоксальное мнение содержится в докладе экспертов Института глобализации и социальных движений (ИГСО) - российской исследовательской организации, основанной социологом и политологом Борисом Кагарлицким.
Чем же объясняется такая нестыковка? В кризис люди вынуждены покупать меньше книг, у продавцов скапливается переизбыток товара, возрастает дефицит платежных средств, падают цены на книжную продукцию. Конкуренция на книжном рынке обостряется, и выиграют в ней те, кто сможет адаптироваться к новым читательским вкусам, отмечается в докладе ИГСО.
Однако отдельные сегменты книжного рынка ожидает рост. Кризис подтолкнет миллионы россиян к поиску нового смысла жизни. Под влиянием кризиса интерес читателей будет вызывать социально-экономическая проблематика, а также радикальная политическая и философская литература. Наибольшие потери понесет сегмент развлекательной литературы.
Вернет ли кризис стране читателя? Газета "БИЗНЕС Online" решила выяснить это у участников казанского книжного рынка.
Борис Мусташкин, директор сети магазинов "Дом Книги":
- Спад, безусловно, идет. Чем это обусловлено? Во-первых, январь – традиционно самый плохой для нас месяц в году. Плюс, сказалась общая ситуация. Люди находятся в ожидании сокращений, а поскольку книги не являются предметом первой необходимости, предпочитают не тратить на них сейчас деньги.
Что касается розницы - по сравнению с январем 2008 года рост выручки у нас составил 2-3 процента. Но, учитывая инфляцию и рост цен на книги, можно сказать, что розница осталась на уровне прошлого года. По количеству проданных книг идет падение.
Что касается оптовых продаж – в январе у нас их не было вообще и, боюсь, что в ближайшей перспективе здесь ничего хорошего не предвидится.
В Америке во время кризиса люди начинают скупать книги по биржевым торгам, пытаются влезть на рынок в удобный момент - своеобразная "золотая лихорадка". У нас же эта активность равна нулю – полная апатия. Менталитет другой. У нас люди в кризис теряют всякий стимул к развитию.
В какую сторону будет двигаться ситуация – в плюс или минус – я думаю, будет ясно в феврале – марте, когда пройдет негативное влияние января.
Лилия Гайнуллова, заместитель генерального директора сети магазинов "Книжный двор":
- К настоящему моменту на региональном книжном рынке кардинальных сдвигов, на наш взгляд, не произошло. По нашим наблюдениям, большинство игроков, сохранивших своё положение и объемы продаж, намерены продолжать, а некоторые – даже расширять свою деятельность.
Мы предполагаем, что возможен спад спроса на деловую литературу, при одновременном росте интереса к научным и профессиональным изданиям, который возникнет вследствие увеличения занятости населения в отраслях народного хозяйства.
Мы надеемся сохранить и поддержать спрос на художественную и детскую литературу, так как не видим особых предпосылок к его сокращению. В целом наш прогноз по состоянию потребительского спроса на книги благоприятный.
По данным ИГСО, в 2007 году книжный рынок России оценивался приблизительно в $2 млрд. По результатам 2008 года его объем увеличился до $2,5-3 млрд. Однако уже осенью обнаружились признаки стагнации, а затем и стремительного спада. Новогодний всплеск продаж оказался почти на треть меньше, чем год назад.
"БИЗНЕС Online" от 3.02.09 |