03.02.09Малый бизнес "вымыли" из госзаказа | Наталья СУХОРУКОВА
Отсутствие доступа к финансовым ресурсам в условиях кризиса ставит под угрозу существование малого бизнеса в принципе. Об этом заявил руководитель татарстанского отделения "ОПОРА России" Павел Сигал, открывая в минувшую пятницу очередной Координационный совет по малому и среднему бизнесу.
Между тем в распоряжении государства имеются всего два инструмента финансовой помощи предпринимателям - преференции (налоговые, в форме субсидий и т.п.) и госзаказ. На антикризисную финансовую помощь от государства малому бизнесу рассчитывать не приходится. Снижение налогов означает выпадающие доходы бюджетов, а положение дел в системе госзаказа участники Координационного совета и вовсе признали катастрофическим. Но кризис не оставляет времени на раздумья - как и права на ошибку.
Доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в госзакупках неумолимо и неуклонно снижается. Как сообщил на совете генеральный директор ГУП "Агентство по госзаказу" Яков Геллер, за последние полгода участие субъектов МСБ в госзаказе сократилось в 5 раз и составило сегодня 4,8% - против минимально обязательного для МСБ десятипроцентного годового объема поставок (статья 15 закона № 94-ФЗ). "Это чудовищные цифры, малый бизнес вымывается из системы", - признал Геллер. При этом масштабы самой системы растут - по словам Якова Геллера, объемы размещения госзаказа в республике с 2006 года увеличились в два раза. Кроме того, как отметил глава АГЗ РТ, мощное лобби, имеющее место в системе госзаказа, укрупняет участников, увеличивает лоты.
Примечательно, что еще в апреле прошлого года дела шли хорошо - тогда, получив на московской выставке приз за развитие системы применения электронных аукционов при размещении государственных и муниципальных заказов, глава АГЗ РТ заявлял о 33%-й доле участия МСБ в республиканском госзаказе, что было лучшим показателем в стране. Сегодня заявления Якова Геллера все больше напоминают разоблачения.
"Заказчики мастерски научились отсеивать "лишние" фирмы с помощью критериев, запроса котировок, спекулировать на необходимости обеспечения контракта. Но 30% обеспечения от суммы контракта - это неподъемно для малого бизнеса! Больше года назад принято решение о создании в республике Револьверного фонда на 50 миллионов, но он до сих пор не создан!", - негодовал Яков Вениаминович. Он признал, что малый бизнес не верит в прозрачность системы, спровоцированной особенностями федерального закона №94-ФЗ (хотя закон, он уверен, все-таки хороший), а Агентство по госзаказу РТ в данной ситуации может только анализировать и давать рекомендации (например, Антикоррупционному совету). "Все лазейки нам известны, а сделать ничего не можем", - в очередной раз посетовал глава АГЗ РТ. Среди контрактов продолжают лидировать те, что заключены с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся торгов. Так, на момент сдачи в номер данного материала вечером в понедельник на сайте arzrt.ru такие контракты составляли 55% госзаказа, а в среднем, утверждает глава АГЗ РТ, их доля доходит до 78%.
Однако далее глава АГЗ РТ озвучил ряд новаторских мер по привлечению МСБ в госзаказ, механизм реализации которых правительство республики определит уже к середине февраля.
Во-первых, по словам Геллера, срочно будет активизирована работа по созданию в Татарстане Револьверного фонда. Напомним: предприниматель, зарегистрированный в реестре добросовестных поставщиков, сможет обратиться в Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ за 2/3 от необходимой суммы обеспечения, после исполнения контракта средства вернутся в Револьверный фонд. Как сообщила далее в своем выступлении заместитель председателя Комитета Наталья Таркаева, создание Револьверного фонда застопорилось как раз на стадии согласования документов Агентством по госзаказу РТ. Яков Геллер не смог прокомментировать данную информацию, поскольку к тому времени уже покинул заседание совета.
Во-вторых, на днях презентована "Электронная торгово-информационная система Республики Татарстан (ЭТИС)" - совместная разработка Минэкономики РТ и АГЗ РТ. По мнению Якова Геллера, предприятия для собственных нужд закупают продукцию "на стороне", поскольку у них нет информации о том, что аналогичный товар производится и в республике. Ресурс ЭТИС должен предоставить возможность любой из фирм войти в конкурентный рынок и предлагать свою продукцию. |