30.01.09Пора заканчивать с гиперпроектами | Инна СЕРОВА
Вчера по инициативе Союза архитекторов РТ прошел "круглый стол" "Градостроительное развитие городских территорий Казани - проблемы транспорта и экологии". Лейтмотив выступлений на нем экологов и проектировщиков можно выразить четырьмя словами: "Так дальше жить нельзя". А как нужно? Благодаря Универсиаде начавшаяся перед празднованием 1000-летия тотальная перестройка Казани продолжится, и хорошо бы заранее знать, каким станет город к ее открытию.
Дорога - не признак цивилизации
Позицию экологов еще до начала дебатов сформулировала корреспонденту "ВК" профессор экологического факультета КГУ Нафиса Мингазова: "Празднование 1000-летия Казани имело печальные последствия - преобразились, и не в лучшую сторону, природные объекты в городской черте. Строительство моста "Миллениум" и дамбы спровоцировало заиливание русла Казанки, было засыпано более 20 городских озер, застроены скверы, прошла дорога через парк Горького. Пострадал эколого-природный каркас города, а ухудшение качества природной среды повлекло ухудшение качества жизни горожан".
Эколого-природный каркас - сложная система, состоящая не только из скверов, в нее входят даже бродячие собаки. Мингазова припомнила, как известные спортсмены отказывались приезжать на соревнования мирового масштаба в некоторые европейские города только из-за того, что там проводились отстрелы бездомных животных.
- Планируется строительство новых дорог, мостов, а надо еще посмотреть, нужны ли они, - говорит Нафиса Мингазова. - Может, достаточно закрыть центр города для въезда личного транспорта - и пробок на старых дамбах не станет?
Ради экологической безопасности города она призывает запретить строительство, которое ведется уже даже не в прибрежной водоохранной зоне, а в самой акватории Казанки - имеется в виду грандиозный проект застройки правобережья на намывном грунте. Мингазова считает, что это безответственно по отношению к природе - на вложенные в него средства надо бы реализовать проекты, щадящие эколого-природный каркас города. А пока темпы набирает его уничтожение - сожгли березовую рощу за парком "Шурале", планируется строительство на месте Чайковых озер у роддома на Чуйкова - Адоратского, в лесопарке Лебяжье вырубаются корабельные сосны - деревья первой категории...
Европейцы устанавливают на дорогах знаки, предупреждающие о местах перехода через них... лягушек - и попробуй не остановись, не пропусти квакуху. А у нас даже лосей в районе озера Лебяжье на их исконной миграционной тропе от наездов не удается сберечь, где уж тут мечтать о том, чтобы на городских магистралях предусматривались "коридоры" для свободной миграции всякой "мелочи". Вот и гибнут у парка Победы при попытках переселиться на соседние озера под колесами машин редко встречающиеся в городах ондатры и жабы.
Символ градостроительной политики - мертвая улица
Главный архитектор проектов Центра разработки генерального плана Казани Сергей Саначин изложил свой взгляд на ситуацию, сложившуюся на стыке городской экологии и городской застройки.
- Пути решения проблемы есть, главное - чтобы ее захотели решить. Ни генплан, принятый год назад, ни программа Универсиады не помогут - нужны более детальные разработки. К примеру, транспорт за пределы центра надо вывести, но нужна гигантская подготовительная работа, строительство перехватывающих автостоянок, а у нас о парковках много говорят, но их не строят.
Решение о строительстве новой, огибающей центр Казани по берегу Волги дороги он считает по меньшей мере неразумным: "Она пройдет за железнодорожными путями, а не перед ними, так что не разгрузит центральные улицы". А на правобережье Казанки на намывном грунте планируется возвести микрорайон с населением до 140 тысяч человек - это 1/7 часть сегодняшней Казани, то есть новый административный район. И еще много людей будет приезжать на работу на этот застроенный высотками "пятачок"... Да чтобы ликвидировать пробки на дорогах, никаких новых мостов не хватит! Застраивать, убежден Саначин, надо другой правый берег - волжский. Чтобы у Казани наконец появился достойный "фасад". |