Надил ГИМАДЕТДИНОВ
Действующие на территории Татарстана крупные торговые операторы реализуют сегодня немногим более 50 процентов местных продовольственных товаров. Результаты сотрудничества могли быть и более плодотворными, если бы не одно «но» — стороны до сих пор не могут найти общий язык.
Соглашения, заключенные Правительством республики с ритейлерами при их вхождении на местный рынок, так и не смогли оградить доморощенных бизнесменов от тех правил игры, которые диктуют владельцы супермаркетов и которые тяжелым грузом ложатся на плечи местных предприятий. Бонусы за ввод новой позиции, за годовое присутствие товара на прилавках магазина, большие сроки расчета с поставщиками — этот список можно продолжать бесконечно.
Всего в активе торговых сетей насчитывается около 15 видов бонусов. Какие-то магазины используют их частично, другие же — полностью. Что касается отсрочек по платежам за реализованную продукцию, то они тоже не везде одинаковы. Скажем, для продукции компании «Вамин» в отдельных сетях отсрочка составляет 40 банковских дней. С торговым домом «Пестречинка» некоторые магазины рассчитываются через 35 дней. Почти с месячным опозданием получают деньги и в совхозе «Майский».
— Хотелось бы, чтобы к нашим производителям торговые операторы были лояльнее, так как местная продукция дешевая, качественная и более востребована покупателями, — говорит начальник отдела анализа и развития потребительского рынка и услуг Минпромторга Татарстана Валентина Попова. — Только за девять месяцев прошлого года доля татарстанских продовольственных товаров, реализованных через сетевые гипермаркеты, достигла 52 процентов. Рост по сравнению с показателями 2007 года составил три процента, или 750 миллионов рублей.
Не безгрешны, по мнению Валентины Поповой, и сами предприятия. Нередки случаи, когда они срывают сроки поставки товаров, несвоевременно выплачивают НДС с реализованной продукции, плохо упаковывают товар или не занимаются этим вообще.
— Больше всего нас не устраивает то, что местные производители регулярно повышают отпускные цены на свои товары, — говорит руководитель коммерческого отдела обособленного подразделения ООО «Фирма „Омега-97“ (универсам „Патэрсон“, Казань) Елена Михайлова. — В частности, это касается продукции Казанского мясокомбината, которая из-за своей дороговизны и низкого качества перестала пользоваться популярностью среди населения. Люди охотнее покупают колбасы Йошкар-Олинского мясокомбината, стоимость которых ниже на 20 процентов. Да и качество на уровень выше. А если продукция не интересна населению, мы ее просто не берем. Ни за какие бонусы.
Как считает Елена Михайлова, производителям следует больше внимания уделять и развитию логистики. Она пока не у всех предприятий хорошо отлажена, в связи с чем иногда они поставляют товары в магазины с опозданием. „К таким недочетам мы относимся с пониманием и еще ни разу штрафные санкции местным компаниям не выставляли“, — подытоживает она.
— Проблемы, возникающие между партнерами в условиях рынка, можно решить лишь с помощью диалога, — убежден заместитель министра промышленности и торговли Татарстана Олег Власов. — Другого пока не дано. Большую надежду возлагаем на принятие федерального закона, где, надеемся, будут даны ответы на многие спорные вопросы, возникающие сегодня между производителем и продавцом. Не должны сидеть сложа руки и сами игроки. У предприятий есть все возможности для снижения себестоимости своей продукции за счет уменьшения затрат. Правительство республики перед Новым годом уже призвало заинтересованные стороны сесть за стол переговоров. Поэтому в ближайшее время мы должны получить определенный результат в этой работе.
Тем временем отдельные федеральные торговые сети уже начали добровольно пересматривать свои отношения с некоторыми местными товаропроизводителями. Так, ЗАО „Эссен продакшн АГ“ (Елабуга) заключило новые соглашения с „Перекрестком“, „Метро Кэш энд Керри“ и другими супермаркетами. Раскрывать далее все секреты бизнеса в отделе по работе с сетевым форматом компании не стали. Елабужане лишь подчеркнули, что согласно новым договоренностям коммерческие условия сотрудничества с сетевиками изменились.
В республике сегодня работают 25 крупных сетевых торговых операторов, 12 из которых занимаются реализацией продовольственных товаров. На прилавках розничных сетей представлено около трех тысяч наименований продукции 107 республиканских производителей.
"Республика Татарстан" №11-12 от 22.01.09 |