14.01.09Вдохновение от "Чингисхана" | Наталия ФЕДОРОВА
В национальной художественной галерее «Хазине» продолжается выставка художников из Башкортостана, представляющих творческое объединение «Чингисхан».
На ней представлено более ста произведений живописи и скульптуры, а также современные инсталляции таких самобытных мастеров, как Василь Ханнанов, Расих Ахметвалиев, Ринат Харисов, Наиль Латфуллин и другие. Выставка отражает новый взгляд на народную культуру, близость к истокам и духовную связь художников с родной историей.
«Чингисхан» — одно из самых ярких и динамичных явлений современной художественной жизни, которое сформировалось в Уфе на рубеже 1980-х — 1990-х годов. Основателем творческого объединения был ныне покойный художник Наиль Латфуллин. Сейчас лидером группы является Василь Ханнанов.
Кажется, что художники, боясь потерять даже самую малую крупицу драгоценной своей родовой памяти, стараются запечатлеть ее в любой форме. Принадлежность к нации выражается с помощью очень узнаваемых культурных знаков — девушки в национальных костюмах, парни в тюбетейках, сосуды, тонкие луны…
Яркие сочные краски делают картины Наиля Латфуллина похожими на детские рисунки или книжные иллюстрации. Ему присуще плоскостное, графическое изображение людей, домов, растений, раскрашенных искусно подобранными цветами, а также обилие орнаментов и узоров. Обращаясь к национальной теме, Василь Ханнанов, наряду с использованием традиционной техники, делает это на старых платках и занавесках. Серия его работ «Сестры Кусимовы» — портреты женщин разных возрастов. Их светлые лица, очерченные карандашными линиями, проявляясь, выплывают «из глубины» платка, углы которого украшены большими красными цветами. Художники объединения «Чингисхан» вообще любят экспериментировать с разными материалами. Скажем, Наил Байбурин, смешивая краску с песком, создает объемные шероховатые композиции («Знаки в пространстве»).
На мой взгляд, несколько особняком стоят художники — братья Расих и Ильдар Ахметвалиевы. Творчество Расиха в основном представлено серией «Вдохновения» — русское вдохновение, французское, византийское и так далее. Тонкие линии, полупрозрачные голубые и золотистые тона, размытые границы человеческих фигур и предметов. Да и названия картин говорят сами за себя — «Незнакомка», «На Ла-Манше», «Прозрачный всадник». Краски Ильдара Ахметвалиева ярче, но привычных очертаний у него вовсе не увидишь: колористический поток, кое-где «перехваченный» черными или белыми линиями, похож на калейдоскопическую и не всегда радужную картину.
«Чингисхановцы» снискали известность концептуальных художников и стали символом башкирского авангардного искусства. Но по-настоящему интересно в них то, что перед каждым из нас они ставят вопрос: почему все-таки люди разделены на нации и в чем истинная неповторимость каждой?
"Республика Татарстан" №5 от 13.01.09 |