Раифская обитель |
Главной святыней Раифской пустыни была чудотворная Грузинская икона Божией Матери. История этой иконы такова. «В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии, - пишет В. Переверзев в своей работе «Раифский Богородицкий мужской монастырь: вчера и сегодня». - Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил ее приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил Чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя».
По преданию, именно в это время Егор Лыткин, ярославский купец, увидел сей образ во сне, и «ему было открыто, что она (икона) находится у его приказчика Лазарева». Лыткин, опять-таки во сне, получает приказание отослать сию икону в Черногорскую обитель Архангельской епархии на Пинеге. По прошествии некоторого времени Лыткин, закрутившись в делах купецких, о сем откровении забыл, однако когда в 1629 году Лазарев возвратился и показал ему икону, то купец тотчас вспомнил все виденное тогда во сне и, желая исполнить посланное ему свыше приказание, немедленно отправился с иконой в Черногорский (позднее - Красногорский) монастырь.
Икона сия была принята в обители с честью и сразу же показала себя истинно чудотворной. При внесении её в стены монастыря «получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший». К середине XVII века Грузинская икона Божией Матери была весьма почитаема, ее носили по разным российским городам с крестными ходами, и казанский митрополит Лаврентий, некогда игумен Важского монастыря близ Черногорской обители, наслышанный, конечно, о сей иконе, выбрав лучшего иконописца, послал его в Черногорскую обитель снять с Чудотворной иконы копию, то есть, как говорится и по сей день в среде белого и черного духовенства, «список», коий «вскоре и был доставлен, - по словам В. Переверзева, - в обитель (Раифскую) крестным ходом, самим Митрополитом, в сопровождении высших городских чинов Казани и множества народа».
Творил чудеса и сей список, посему 31 июля был установлен ежегодный крестный ход с иконой в город Свияжск, откуда после 20-дневного пребывания чудотворный образ возвращали обратно в Раифскую пустынь.
Пустынь продолжала строиться, получила в свои стены ещё один деревянный храм, пополнялась насельниками, становилась весьма популярной и почитаемой, однако не имела разряда и не числилась в штате, а посему не обладала ни землей, ни угодьями. Своих сил монахам уже не хватало, и в 1670 году игумен обители Савватий отписал на Москву государю Алексею Михайловичу челобитную со следующим содержанием: «Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету, строить нечем, скитаются Христовым Именем». Челобитная получила ход, и во владение Раифского монастыря была вначале передана пустошь Свиные Горы у Камы реки, а в 1674 году монастырю по другой челобитной, уже от игумена Алексия, отошли близлежащие лес, пашни и луга.
В 1689 году случился в монастыре пожар, напрочь истребивший все строения обители. Над пустынью нависла угроза исчезновения; утварь обители была утрачена, монашествующая братия разбрелась кто куда. Казанский митрополит Адриан начал было поднимать обитель, да в 1690 году был переведен в Москву и возведен на патриарший престол. И только заботами нового митрополита казанского Маркелла и трудами настоятеля обители иеромонаха Германа с немногочисленной братией началась новая застройка монастыря, причем каменная. В период с 1690 по 1717 годы были возведены в обители каменные храмы во имя Пресвятой Богородицы Грузинской, от коей обитель получила наименование Богородицкой, святых Отец, в Синае и Раифе избиенных; Святителя Николая Чудотворца; построены монастырские стены с пятью башнями, весьма похожими на стены и башни казанского кремля, и три двухэтажных строения под покои настоятеля, трапезную и кельи братии. Довел же Раифскую Богородицкую пустынь до истинного благолепия митрополит казанский Тихон, коий поставил в ней до десятка церквей, в частности, Троицкую с приделом во имя Пресвятой Богородицы Грузинской; придел при Раифской церкви во имя святого Ефимия Новгородского; церковь во имя святых мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; церковь во имя святого Николы Чудотворца на восточных Святых вратах и церкви во имя Неопалимыя Купины; Тихона Амафунтского; святого апостола Иакова; Страшного Суда; святителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа; зачатия Иоанна Предтечи с приделами во имя Ярославских чудотворцев и Алексия, человека Божия; святой мученицы Екатерины. |