Благовещенский собор | «Церковь соборная во имя Благовещения пресвятыя Богородицы. Создана в царствование государя царя Иоанна Васильевича...».
«Топографическое описание... 1785 г.»
Место, где было должно встать главному городскому собору, молодой государь-победитель выбрал сам. «Того же лета (1552) октября в 4 день... государь поехал во град и избрал место среди града и водрузил на нем крест своима рукама... и обложил на том место церковь во имя пречистыя Владычицы нашеа Богородицы честнаго Ея Благовещениа», - так писала русская летопись под названием «Царственная книга» о начале древнейшей постройки на территории нынешнего кремля.
Заставив воинов и воевод принять участие в строительстве трех церквей - Спасской, Благовещенской, Киприана и Устины, молодой царь, по словам «Казанской истории», «и сам преже рукама своима древо секирою посече и от лесу на плещу свою принесе». (Похоже, нашему первому императору Петру Великому с его мужицкими замашками было с кого брать пример.)
Естественно, что личное участие и непосредственный надзор грозного царя за работами по строительству центрального храма города привели к тому, что деревянный собор Благовещения поставлен был в один день, и того же 4 октября 1552 года был освящен.
Место для соборной церкви было выбрано весьма грамотно. Встала она, как сообщает нам автор «Казанской истории», «на месте красне, на площади, близ царева двора». Впритык к основной церкви во имя Благовещения Богородицы были сооружены два деревянных придела - церковь «велиции страстотерпцы руския благовернии Борис и Глеб» и церковь «новоявленныя чудотворцы муромския князь Петр и княгини Феврония».
Так сложился Благовещенский собор. Каменное строительство Благовещенского собора на месте одноименной церкви началось, по одним сведениям (К. Фукс) - в 1555-м, по другим (А. Черепнин) - в 1556-м, по третьим (М. Рыбушкин) - в 1561 году. Я думаю, что прав все же академик А. Черепнин, ибо, во-первых, именно с весны 1556 года разворачивается каменное строительство церквей и крепостных стен кремля под общим руководством специалиста именно по строительству церковных храмов Постника Яковлева, выдающегося архитектора того времени, реконструировавшего Благовещенский собор в Московском кремле, построившего знаменитый Успенский собор в Свияжске и руководившего работами по возведению чудо-храма Василия Блаженного в Москве.
Во-вторых, из двухсот мастеров-строителей, приехавших в Казань в конце 1555 года, 120 человек трудились над возведением крепостных стен и башен, монастырей и иных построек в кремле, и только около 80 человек каменщиков-псковичан, по словам М.С. Рыбушкина, возводили собор Благовещения, который нельзя было сделать плохо и быстро.
Кроме того, перенос сроков начала строительства центрального кафедрального собора города с 1556 на 1561 год был бы негативно воспринят Иваном Васильевичем, который, как уже было сказано, лично наметил место для возведения храма и даже принял участие в строительстве его деревянного варианта.
Ну, а в-четвертых, псковичанам было просто невыгодно строить быстро не только потому, что могло получиться плохо. По сведениям историка-краеведа И.М. Покровского (1865-1941), за возведение Благовещенского собора строители получали по 6 рублей денег, или три копейки в день, и, естественно, затянуть процесс строительства им было весьма выгодно, ибо три копейки в день было в те времена очень даже неплохо.
У строителей-псковичан получалось 10-11 рублей в год, что было чуть меньше, чем получали во второй половине XVI века служилые боярские дети, в 1,5 раза больше стрелецкого жалования и в 2 раза больше того денежного довольствия, которое станут получать священнослужители самого Благовещенского собора.
К августу 1562 года собор был построен и стал проводить богослужения. Он представлял собой белокаменное, с фресковой росписью внутри, грандиозное здание о пяти главах полукруглой формы, одновременно похожее и на московский Успенский собор, и на мечеть Кул Шариф, развалины которой еще находились недалеко от нового храма. |