Самое знаменитое здание Казани – башня Сююмбике – по легенде, относится ко времени падения казанского ханства. Однако, судя по по всему, она построена не раньше последней четверти ХVII века, правда, частично на фундаменте более ранней дозорно-сторожевой башни ханского периода. Башня Сююмбике - не только символ Казани. Это еще и одна из немногих в мире падающих башен. На два метра выше Пизанской башни, она сразу после окончания строительства стала крениться на восток, ибо западная сторона ее, построенная на фундаменте старой дозорной башни, оказалась более устойчивой. К 1930 году отклонение от оси ее верхушки составило уже 128 сантиметров. Восстановительные мероприятия, проведенные в 1990-х годах, приостановили ее крен.
Другой особенностью башни является ее архитектурное изящество. Башня производит необычайно сильное впечатление своей стройностью, устремленностью к небу, соразмерностью частей. Она состоит из семи ярусов: трех прямоугольных с открытыми обходными галереями и невысокими парапетами и четырех верхних восьмигранных.
Когда же построили башню Сююмбике? По этому вопросу среди историков и архитекторов уже долгие годы идут горячие споры. В каталогах и путеводителях время создания башни указывается как 1645-1650-е годы (под вопросом). Крупнейший знаток старины профессор С.Шпилевский считал, что башня имеет татарское происхождение. А вот известный татарский просветитель Каюм Насыри, напротив, полагал, что башня появилась как дозорно-сторожевая уже после покорения Казани.
Известный археолог Альфред Халиков в 1976-1977 годах проводил раскопки возле фундамента башни и пришел к выводу, что она построена не ранее последней четверти XVII века. Рядом с фундаментом башни Сююмбике обнаружен другой, более ранний фундамент дозорной башни XII - XV веков, на месте которой частично и построена новая башня. Из-за этой неоднородности основания в дальнейшем произошел ее наклон. А.Халиков установил также, что стоявшая на этом месте татарская башня одновременно служила и минаретом расположенной по соседству Ханской мечети и на ее вершине был полумесяц. Кроме того, она была надвратной башней ханского двора, огороженного каменными стенами внутри кремля.
Такого же мнения придерживается и крупнейший исследователь архитектуры ханской Казани Нияз Халит. «Как бы ни хотелось татарам, чтобы башня Сююмбике была татарской, построена она уже в период «русской» истории, - пишет он в одной из своих статей. - Башня возникла как один из элементов большой реконструкции оборонительных сооружений Кремля в первой половине XVIII века, как монументальный въезд в комплекс оберкомендантского (губернаторского) дворца.
Декоративное решение башни Сююмбике выполнено в духе московской школы. Однако на ее фасадах и в силуэте присутствуют мотивы казанско-татарской традиции. Это минаретоподобное завершение, наличие приставных, декоративных, ничего не несущих трехчетвертных колонн, сталактитовые капители, ячеистые консоли над раскреповками в углах второго яруса. Башня, - монументальный въезд в центр государственной власти Царства Казанского (лишь в 1708 году переименованного в Казанскую губернию), символизировала своей архитектурой имперскую идею: «татарская башня», увенчанная двуглавым орлом».
Интересно, что жители покоренной Казани всегда считали и считают башню Сююмбике своей национальной святыней? Более того, русские жители Казани тоже с самого начала именовали башню по имени опальной татарской царицы Сююмбике. В Казани каждый расскажет легенду об этой башне.
Когда Иван Грозный захватил Казань и увидел прекрасную ханшу Сююмбике, он был так поражен ее красотой, что предложил ей стать его женой. Сююмбике-ханым понимала: если она откажет грозному царю, он перебьет весь ее народ. И она согласилась. Но при одном непременном условии: построить за семь дней семиярусную башню высотой до самого неба. Иван Грозный принял это условие. Собрал со всей земли русской самых прославленных мастеров, и работа закипела. В первый день построили первый ярус, во второй - второй и так далее. Через неделю башня была готова - стройная, семиярусная, высотой до самого неба.
Сююмбике не оставалось ничего другого, кроме как выполнить свое обещание. Она попросила у царя разрешение перед отъездом из Казани подняться на башню и проститься с городом. Царь разрешил. Сююмбике поднялась на башню, попрощалась со всеми казанцами, бросилась вниз и разбилась насмерть. С тех пор, мол, башня и носит ее имя.
На самом деле все было по-другому. В 1549 году умер казанский хан Сафа-Гирей, муж Сююмбике. По закону на трон должен был взойти их сын - двухлетний Утямыш-Гирей. В 1549 году он был провозглашен ханом, однако пробыл на троне совсем немного. Между Москвой и Казанью было достигнуто соглашение, по которому престол занимал Шах-Али. Утямыш и его мать подлежали выдаче московским властям. 11 августа 1551 г. их отправили в Москву. Там она и умерла.
ПОСТСКРИПТУМ:
Сююмбике - (около 1516 - после 1554) - правительница Казанского ханства в 1549-51 при малолетнем сыне Утямыш-Гирее. Дочь хана Юуфа. Жена казанских ханов Джан-Али (1533-35), Сафа-Гирея (1536-35) и Шах-Али (с1553). Свергнута в 1551 и отправлена вместе с сыном в Москву.
Существует несколько версий в написании имени легендарной ханым: Сююмбике, Сююмбика¸ Сююмбеки и др. Будем придерживаться имени, под которым она значится в Татарском энциклопедическом словаре - Сююмбике.
"Казанские истории" (www.kazanhistory.ru) |