24.11.08Дороги Казани отклонились от бюджетной дисциплины на полмиллиарда | Марина ЮДКЕВИЧ
Более половины из миллиарда рублей, выделенных из бюджета Татарстана Управлению капстроительства и реконструкции (УКСР) исполкома Казани на строительство, реконструкцию и капремонт казанских дорог, использовано с нарушениями. Такой результат проверки за 2007-й - первое полугодие 2008 г. констатировала в четверг коллегия Счетной палаты РТ и передала материалы проверки в Прокуратуру РТ.
Из общей суммы выявленных нарушений (527,9 млн рублей) 6,9 миллиона приходится на оплату работ "завышенного объема", в просторечии обычно именуемого приписками. Но что такое семь миллионов - ерунда же в сравнении не только с миллиардом, но и с двумястами миллионами! Счетная палата выяснила, что для ведения работ на трех объектах ("большом казанском кольце", 1-й очереди дороги от пр. Амирхана до ул. Дементьева и автомагистрали по Чистопольской от Амирхана до Ямашева) казанское УКСР авансировало подрядчика сверх всех дозволенных лимитов - на 199 млн рублей. Однако проверка показала, что проавансированные столь щедро работы не выполняются в предусмотренных объемах в предусмотренный срок. На время проверки за подрядчиком оставался 221 млн рублей, не материализованный в этих объектах.
Подрядчик ООО "Нур-1" - один из главных участников рынка дорожного строительства в Татарстане, входит в группу компаний "Нур", которой приписывали покровительство татарстанского премьера. Владельцем "Нур-холдинга" является депутат Госсовета РТ Маннаф Сагдиев. До недавнего времени его уставный капитал составляла смешная сумма 100 тыс. рублей, теперь он увеличился до 20,1 млн рублей. (По забавному случайному совпадению, решение об увеличении капитала было утверждено 28 октября - именно в этот день, по словам главы УКСР Казани Ильгиза Латыпова, в городе закончились мероприятия проверки СП РТ.)
Второму подрядчику - ООО "Дорспецстрой" с таким объемом авансирования не повезло. Зато ему УКСР республиканскими деньгами оплатило капремонт дороги на Восстания и на Бондаренко как полностью выполненный, а проверяющие обнаружили, что на этих участках с прошлого года остался неуложенным 4-сантиметровый слой асфальтобетона, и констатировали переплату около 3 млн рублей.
- В связи с погодными условиями верхний слой решили не укладывать, - исчерпывающе объяснил Ильгиз Латыпов. - И отложить до появления подходящих погодных условий...
Это верно: при нашем климате надо жить долго, чтобы дожить до подходящих погодных условий... Но зато под проливными дождями деньги, выплаченные авансом, могут вырасти так, что любо-дорого. А главное, погоды-то все-таки дождались! В этом году появление погодных условий, подходящих для ремонтных работ, пришлось на октябрь и счастливым образом совпало с появлением проверяющих из СП РТ. Те еще досматривали и обсчитывали другие объекты, а ремонт на Восстания и на Бондаренко тем временем был ударно завершен.
- Мне непонятно, - признался председатель СП РТ Алексей Демидов, - если работы не выполнены, зачем оплачивать? В 90 процентах случаев мы встречаемся с противоположным: работа выполнена, но не оплачена... 200 миллионов проавансированы, а работы не выполнены до конца...
- А это чтобы в дальнейшем не было увеличения стоимости работ! - Ильгиз Латыпов раскрыл ноу-хау, позволяющее считать не работающие в течение длительного времени деньги не выведенными из оборота (как привыкли считать приверженцы традиционных теорий финансов), а вложенными в экономию...
Председатель Счетной палаты признался также, что впервые сталкивается с такими большими премиями подрядчикам за выполнение работы в срок. Речь идет о 4 млн рублей из республиканского бюджета, которыми казанское управление капстроительства премировало "Нур-1". СП РТ считает, что эти премиальные как минимум завышены, поскольку для констатации выполнения объема работ, оплаченного из бюджета Татарстана, учитывались и другие работы, оплаченные федеральным бюджетом.
Но тут, объяснил г-н Латыпов, все дело в несовершенстве федерального законодательства: ну не предусматривает федеральный бюджет выплаты премий за простое выполнение оплаченной работы в срок, а как же без премий!
"А так-то, несмотря на все это, дороги в Казани намного лучше стали!" - заметил в заключение председатель Общественной палаты РТ Ильгиз Хайруллин, и все с ним согласились. Трудно даже вообразить, какими стали бы эти дороги, если вдруг все деньги были бы потрачены как положено...
"Вечерняя Казань" №186 от 22.11.08 |