21.11.08Даешь сочинение! | София САЙГАНОВА
Во время своего недавнего приезда в Казань министр образования РФ Андрей Фурсенко рассказал о готовящихся новациях в образовании. По словам министра, вскоре результаты двух обязательных ЕГЭ, по русскому языку и математике, не будут включаться в аттестат, а лишь прилагаться к нему. Кроме того, по мнению министра, надо бы вернуть в перечень экзаменов сочинение.
Вот и отлично. Родители и выпускники за это спасибо скажут. А еще бы лучше превратить результаты итоговой тестовой аттестации в одну из составляющих общей оценки, второй составляющей должна быть оценка за год. Только таким образом можно получить объективное представление о знаниях выпускника. Экзамен, да еще в форме ЕГЭ, всегда содержит элемент случайности. Отлично подготовленный ученик может растеряться, разволноваться, что-то не так понять в задании, а отъявленный лодырь ткнет наудачу и - нате вам, правильный ответ. Немало таких случаев, когда слабый ученик получал больше баллов, чем самый продвинутый.
Кроме того, есть предметы, где тесты вовсе неуместны - к примеру, литература и история. При устном ответе выпускник может продемонстрировать все, чему его научили в школе: не только знакомство с событиями и датами, но и умение рассуждать, анализировать, делать выводы. А тесты, составители которых интересуются, какого цвета была лошадь Вронского, в лучшем случае подтвердят, что выпускник действительно прочел “Анну Каренину”. Но ведь главное - в том, что он уразумел из прочитанного, какие представления получил о литературных процессах того времени. На школьных занятиях и без того мало внимания уделяется мастерству художника, особенностям творческой манеры, основное внимание - общественному значению произведений. Такой подход уводит школьников от искусства, лишает их многих радостей, которые дарит хорошая литература.
А отказ от сочинения вообще непростительная ошибка, ведь такая письменная работа демонстрирует не только и не столько грамотность (тоже, кстати, не последнее дело), но и словарный запас, умение работать с первоисточниками, связно и убедительно излагать свои мысли. У нас и без того выросло поколение, которое не в ладах с грамматикой и пунктуацией, словарный запас которого, как у Эллочки-людоедки. То и дело слышишь: “Я смотрю на него вся такая, а он мне отвечает весь такой...” - и так в течение получаса. Смешно, конечно, с одной стороны. Но смех этот сквозь слезы. Ведь станет эта косноязычная особа матерью, будет воспитывать детей. Чему она их научит - своему обезьяньему языку? А наши просветители еще усугубляют ситуацию, подсовывая тесты вместо попытки объяснить себя и окружающий мир, к чему и приучают сочинения.
По словам Андрея Фурсенко, новые образовательные стандарты должны многое переменить в школьной жизни, потому что главные функции по организации образования забирают у региональных властей и якобы отдают школе. Хорошо, если бы так! Но, судя по существующим документам, школа опять остается где-то на задворках, функции исполнительной власти перехватывает федеральная. Педагогическим коллективам от этого ничуть не легче. А ведь по-настоящему учить и воспитывать сможет только школа, свободная от бесконечных проверок, наставлений, поручений, школа, в которой учитель дышит свободно. Сейчас он за более чем скромную зарплату занимается всем - от культпоходов до выборов, и в любом деле крайний. Мы все его жалеем, но оказаться на его месте не хотим. И никакие новые стандарты ситуацию не изменят. А так хотелось бы дождаться таких преобразований, когда мы начнем учителям завидовать, - их статусу, зарплате, уважению в обществе.
"Время и деньги" №219-220 от 21.11.08 |