19.11.08Татарские школы нужны, русским языком вам говорят! |
"По существу из законодательства оказались изъяты важнейшие положения, в отсутствие которых становится практически невозможным реализация субъектами РФ их прав, предоставленных законами РФ об образовании и языках народов России", - заявил Минтимер Шаймиев и возмущенно добавил: "Кто додумался до этого? Получается, мы в федеративном государстве порождаем второсортные народы?!".
Если Госдума не примет мер, если такая образовательная политика будет продолжаться, придется обращаться в Конституционный суд, а "вопрос изменения отдельных статей Конституции РТ придется выносить на республиканский референдум", - резюмировал глава республики.
"Давайте не плескать керосин"
Представители субъектов, выступавшие на совещании, также высказались за возвращение регионально-национального компонента, мотивируя это тем, что за последние десятилетия в регионах уже сформирована образовательная политика, направленная на развитие национальной культуры и сохранение языка. Но среди участников совещания нашлись и противники такой точки зрения.
По мнению Ольги Артеменко, руководителя Центра национальных проблем, национальная школа - особая, она может вести как к консолидации, так и к конфронтации, создавая межэтническое напряжение в регионе. В ряде субъектов национальная школа, считает она, использовалась в узких политических целях отдельных групп, а национально-этническая система образования может использоваться для этнической мобилизации и автономизации.
Волнение в зале вызвали цифры из социологического исследования, которое, по словам Артеменко, проводилось московскими и татарстанскими учеными: в 82 случаях из 100 школьники РТ не позиционировали себя как граждане России.
Ведущий совещания - министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко попросил Ольгу Артеменко не политизировать проблему, "не плескать керосин", как он выразился, и говорить непосредственно о ФЗ №309, что она в дальнейшем и сделала. Но "заход" усугубил сомнения, посещающие многих: может быть, настоящая причина всех переписываний закона об образовании не в стремлении совершенствовать стандарты, а в том, что нас просто хотят вернуть в советские времена, когда Москва контролировала каждый чих, в том числе и в просвещении?
В этом контексте уместно прозвучало предложение председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валентина Купцова о необходимости создать в РФ Министерство по делам национальностей, ведь Россия при ее национальном многообразии до сих пор живет без внятной национальной политики, что приводит, в частности, и к казусам в образовательной сфере.
По словам Андрея Фурсенко, с сентября 2009 года новые образовательные стандарты опробуют в начальной школе. До завершения апробации школы будут работать по старым стандартам. На взгляд министра, разработка основной инвариантной части стандартов должна в обязательном порядке вестись с участием представителей регионов: "Необходимо даже законодательно закрепить участие субъектов РФ в этом процессе".
Промежуточный результат
Подводя итоги дискуссии, Андрей Фурсенко заявил, что новые образовательные стандарты, переход на которые в российских школах должен начаться с 1 сентября 2009 года, следует разрабатывать и корректировать при обязательном участии регионов РФ. По словам министра, "все проблемы с национальным компонентом, которые сегодня есть, - это проблемы старых законов и в большинстве регионов этот компонент в полной степени не работает". Он подчеркнул, что "те стандарты, которые были, - плохие стандарты, качество образования падает - это ни для кого не секрет". И, добавил он, "речь не о том, что взяли вместо национального регионального стандарта ввели федеральный - у нас ни федерального, ни регионального не осталось".
А затем снова разгорелись споры - уже по проекту резолюции совещания. Более того, А.Фурсенко вообще выступил против принятия такого документа, подчеркивая, что прошедшее совещание - не итог большой работы, а лишь ее начало, но в итоге не устоял перед напором большинства, отметив, что согласен не со всеми формулировками резолюции. |