19.11.08Татарские школы нужны, русским языком вам говорят! | София САЙГАНОВА
Таких эмоциональных дебатов, которые развернулись вчера в стенах татарстанского парламента, не было, по-моему, с девяностых годов прошлого века. А ведь речь шла о рутинном, казалось бы, мероприятии: Минобразнауки РФ проводило в Казани выездное совещание по вопросу регионально-национального компонента в среднем образовании, точнее - о том, почему он исключен из новой редакции Федерального закона об образовании и надо ли этот компонент в закон возвратить.
Впрочем, для всех, кто хоть краем уха слышал об этой проблеме, ясно, что вопрос здесь не только и не столько в собственно образовании, сколько в том, какие поколения и каких людей вырастут в обозримом будущем на просторах России. Не случайно же совещание проводилось в ведущей национальной республике страны, не случайно в нем принял участие Президент РТ Минтимер Шаймиев, председатели законодательных собраний субъектов федерации, руководители органов управления образованием республик РФ, члены профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации РФ.
О чем шум?
Напомню, вкратце, предысторию. В декабре 2007 года был принят Федеральный Закон №309, которым вносились изменения в государственные образовательные стандарты. К чему они привели на практике? До этого учебные планы состояли из трех компонентов: федерального, регионального и школьного. 75% учебного времени отводилось на федеральную составляющую, 15% - на региональную и 10% - на школьную. Это позволяло в национальных республиках изучать родной язык, историю, географию родных мест, и более узко - историю своего города, фольклор. Как распорядиться временем, отведенным на региональный компонент, решало Минобрнауки республики, подготовленные планы утверждались региональным парламентом.
Внесенные изменения изрядно "урезали" региональную и школьную часть. В Минобрнауки РТ корреспонденту "ВиД" сообщили, что в проектах трех вариантов Базисного образовательного плана РФ для начального общего образования, предложенных разработчиком - Российской академией образования, на преподавание русского языка отводится 5 часов, на чтение - 4 часа, а на родной язык и родную литературу (в Татарстане - на татарскую, в Удмуртии - на удмуртскую и так далее) - 2 часа. Об истории родного края в такой ситуации и заикаться не приходится. Мало этого, субъекты утрачивают право формировать региональный компонент - скажем, как учить татарскому языку, теперь будут решать в Москве.
Новации коснутся и национальной школы. Преподавать там по-прежнему будут на родном языке, но если прежде можно было четверть учебного времени (отведенного на регионально-школьный компонент) отдавать углубленному изучению истории и культуры, теперь такая возможность исчезнет.
Понятно, что национальная интеллигенция всполошилась, парламенты Татарстана и Башкортостана выступили с законодательными инициативами, а парламент Северной Осетии-Алании - с Обращением внести в федеральное законодательство положения, учитывающие региональные и национальные особенности в содержании образования, и роль в этом процессе субъектов Федерации. Эти инициативы поддержали Ассоциация законодательных органов ПРИФО, более 20 субъектов РФ.
Нет второсортных народов
Выступая на совещании, Президент Татарстана Минтимер Шаймиев подтвердил позицию, уже неоднократно высказывавшуюся им ранее: необходимо внести законодательные нормы, учитывающие национальную специфику в образовании, а заодно и гарантированное российской Конституцией участие субъектов в формировании образовательной политики.
- Изучение родного языка, культуры, - сказал Минтимер Шарипович, - фактор сохранения национально-культурной идентичности народов РФ. Это в значительной мере затрагивает интересы безопасности и стабильности нашего многонационального государства.
Президент РТ весьма критично отозвался о ФЗ №309, фактически отменившем законодательную гарантию сохранения национальных языков. |