12.11.08Михаил Веллер: "В Кремле грызут друг другу глотки" | Тимур ЛАТЫПОВ
Небольшого роста, прямой, стройный, стремительный. С его появлением в любой аудитории резко меняется энергетика… Михаил Веллер, безусловно, был главной звездой "Аксенов-Фест". Его проза, да и сам облик Михаила Иосифовича подтверждают его любимый девиз "Дадим им копоти!". А если более развернуто, то: "Уродам - уродово место! Иначе они выпьют твою воду, съедят твой хлеб и выдышат твой воздух, заберут твою женщину и перекроют твою дорогу".
Думается, именно эта мысль была главной, когда он отвечал на вопросы пришедших встретиться с ним казанцев. Аудитории были разными - студенты Казанского университета и намного более "возрастные" поклонники творчества писателя, пришедшие на встречу с ним в "Книжный двор". Но что симптоматично - и тех, и других волновали одни и те же проблемы. Поэтому мы и даем общий "конспект" выступлений Михаила Иосифовича (в вольном изложении).
Грязная литература. Хавайте! Весь XIX век полагали, что искусство и литература, в частности, делают людей лучше. Потом была Великая война, и оказалось, что люди рвут друг друга на кусочки ничуть не хуже, чем в средние века. Это определило откат от гуманных основ литературы: "Вы нам вешали лапшу на уши, а потом отправляли нас на убой". Ничего с нравами не происходит - это показали нам обе Великие войны. Разговоры о литературе-нравственности кончились. И верхом творения стали считать "Тропик рака" Генри Миллера… К этому вплотную примыкают споры о современном искусстве. Принято считать, что оно порождено протестом, жаждой денег, эпатажем, поисками новых форм. Да, психологические и социальные мотивации могут быть самые разные, но в основе - непреложный факт неизбежного изменения. Когда что-то достигает вершины, то, двигаясь дальше, оно неизбежно идет вниз. И так - по синусоиде. Вот шло прекрасное шоссе, потом - грунтовка, а потом - такое вонючее болото с пузырями, что дальше уже некуда. Но нет, нам говорят, что это прогресс, движение вперед. Может, конечно, и вперед, но уж больно болото вонючее. И пока ты его не преодолеешь, следующего куска хорошей дороги тебе не построить… Слои кризиса могут меняться местами: сначала политический (мировая война), потом - эстетический, или сначала эстетический, а потом - политический. Можно сказать, что когда появились футуристы, набрали силу социалисты, стали сомневаться в устоях. Могучие духом британцы времен королевы Виктории запрезирали Киплинга - и кончилась великая Британская империя. Потому что объявлять Киплинга "не поэтом", а Генри Миллера - писателем (примерно тогда и родился термин dirty fiction - грязная литература), это явный признак злокачественной опухоли в мозгах. Киплингу сказали: "Хватит нам твоих героев, нас интересуют совершенно другие люди". И эти антигерои перекрыли героям весь кислород. И когда нам втолковывают, что "Черный квадрат" - великое произведение искусства, это смешно. Это вершина контркультуры: "Да провались зажравшаяся, поганая цивилизация! Вот вам "Квадрат", хавайте!" И стоят возле него с просветленными лицами. Когда человек пачкотню полагает искусством только на том основании, что эта пачкотня не похожа ни на что другое, это полная потеря здравого смысла. А отсюда и все остальное.
Экстремисты и гомосексуалисты. В американских кампусах не находят ничего зазорного в том, чтобы там ходили нудисты - ну хочется им так! Не знаю, как бы повел себя я, если бы ко мне на лекцию явились нудисты. Видимо, представления о том, как вести себя среди людей у меня и у них разные. И тут же в этих кампусах завели разговоры о том, что их оскорбляют ходящие в паранджах студентки. Я поневоле начинаю думать, что эти фундаменталистски настроенные девушки гораздо более правы. Представляю себе такую картину. Исламские фанатики в Лондоне громят гей-парад, а меня под дулом автомата спрашивают, на чьей я стороне. Ребята, хотя я и не сторонник радикального ислама, был бы на стороне мусульман, которые бьют геев, но никогда не наоборот… Безумие все больше. Талантливейший Стивен Спилберг возмущается тем, что бойскауты Калифорнии отказываются изменить свой устав, чтобы разрешить принимать в свои ряды гомосексуалистов. Если 100 лет назад в Англии за гомосексуализм можно было сесть в тюрьму, то сегодня сядешь в тюрьму, если вслух на улице скажешь, что тебе гомосексуалисты не нравятся. Все это часть дегенерации цивилизации. Она была создана людьми, почитавшими брак и любовь святой ценностью, а гомосексуализм - извращением и грехом. Сейчас нам запрещено даже его порицать… Любовь стала брачным контрактом. А ведь это чувство, переходящее рациональные границы. Простой пример. Две семьи. В обеих умирают жены. Один вдовец справил поминки, помыкался, повздыхал и женился на другой - потому что жизнь продолжается, потому что хозяйство, потому что дети. А другой все никак не мог успокоиться. Работать начал время от времени, запил. К нему засылали невест, но он всех отвергал. Так и зачах в тоске - жить без той, ушедшей, уже не мог. Вот этим отличается любовь от нелюбви. Поведение любящего в данном случае совершенно нерационально. |