11.11.08Интонация поколения |
Дизайн памятного знака премии - стилизованного железнодорожного билета - принадлежит минскому художнику Владимиру Цесслеру. “Обеспечение” знака - по 100 тысяч рублей прозаику и поэту и еще столько же оставлено для специального приза.
Естественно, не мог быть обойден вопрос о реконструкции дома Василия Аксенова (Карла Маркса, 55/31). Напомним, что в этом потенциально культовом месте расположатся комната-музей Аксенова, литературно-музыкальный салон, джазовое кафе. По словам Ильсура Метшина, сомнений в реализации проекта нет: “Были технические проблемы, вопросы охранных разрешений, но мы прошли все согласования. Нас поддержало татарстанское Министерство культуры, прокуратура республики. Кроме того, это некоммерческий проект, и нам нужно было найти представителей бизнес-элиты Казани, которые согласились бы помочь”.
Конечно, участников пресс-конференции спросили, что в их жизни стало “звездным билетом”.
Евгений Попов заметил, что сказать об этом невозможно: “У всех все еще впереди, до самой последней секунды жизни”. Михаил Веллер рассказал реальную историю. В 1972 году в Ленинградском университете на отделении русской филологии он защищал диплом, написанный по творчеству Аксенова, который представал в этом научном труде самым продвинутым советским новеллистом. Был страшный скандал. Но это многое для студента Миши Веллера прояснило. Игорь Иртеньев “к слову” вспомнил, как встретился с Аксеновым на конгрессе эмигрантского журнала “Континент” в Милане: “Мы единственные были нарядно одеты. И, наверное, мы единственные не обсуждали, кого мы повесим, когда придем к власти в России. Все остальные были заняты именно этим”. Михаил Генделев вообще оказался “зайцем”: в литературе предпочитает обходиться без билетов - чтобы иметь возможность сойти на любой остановке. Андрей Макаревич философски заметил, что о “звездных билетах” проще говорить, когда уже прекратил всякую физическую деятельность. Ильсур Метшин вспомнил, как на закладке памятника Шаляпину его, совсем еще молодого работника, заметил Президент Татарстана и не побоялся послать “юнца” на ответственную должность в Нижнекамск...
Гала-концерт фестиваля стал одновременно и киносеансом (на экране - кадры документального фильма, снятого во время пребывания Василия Павловича на первом “Аксенов-Фесте”), и джазовым концертом (трио Евгения Борца), и спектаклем. Все было довольно мило, но, на мой взгляд, авторы представления несколько перебрали с трагизмом. Если показывать Аксенова, то - как он ходит по своему разрушенному дому, если цитировать - то непременно о “танках в Праге” и “фекалиях в море”, а уж заламываний рук и надрыва вообще было через край. Я понимаю, мы живем в непростое время, и в творчестве и судьбе Аксенова трагизма с лихвой, но не думаю, что Василий Павлович был бы в восторге от таких акцентов - его мировоззрение этим вовсе не исчерпывается. Вспоминаю, как в одном из недавних интервью он настолько прочувствованно сказал о том, что так здорово быть русским...
Поэты и писатели вспоминали о своих встречах с Аксеновым, говорили о его творчестве. Пожалуй, наиболее определяюще высказался Михаил Веллер: “Тому, кто помоложе, трудно понять, кем был для нас Аксенов. Он стал человеком, который дал поколению интонацию. И главным в ней была ее абсолютная естественность, правдивость, абсолютная непосредственность фразы, происходящая из абсолютной любви к свободе”.
Чью же “интонацию” выделили в Казани участники фестиваля?
В номинации “Входящий в литературу поэт” премию получила Анна Русс. Как сказала поэтесса, эта премия для нее важна не просто сама по себе, но и потому, что она - казанская и получена в Казани: “Для меня этот “Звездный билет” - билет домой”.
В номинации “Входящий в литературу прозаик” лидировал Денис Осокин, который получил премию за повесть “Овсянка”. Нам приятно осознавать, что примерно шесть лет назад именно “Время и Деньги” стала первой республиканской газетой, рассказавшей о творчестве Дениса... Необходимо отметить, что произведение уже экранизируется! Сценаристом выступил сам Денис, режиссером стал Алексей Федорченко, а главные роли сыграют Игорь Сергеев и Виктор Сухоруков. Картина должна быть готова к июню 2009 года. |