05.11.08Domo взяла курс на «Норд» | Анна МОТОРИНА, Екатеринбург
Учредитель сети магазинов бытовой техники и электроники «Норд» Илья Борзенков ведет переговоры с казанским ритейлером Domo об объединении активов. И хотя, как отмечают в обеих компаниях, механизм консолидации еще не определен, по мнению аналитиков, речь идет о поглощении уральской сети, приблизительная стоимость которой оценивается в 700 млн руб.
Как рассказал Илья Борзенков, переговоры о создании единой компании с казанской торговой сетью Domo длятся уже несколько месяцев. «Обсуждаются различные механизмы интеграции компаний, но каких-либо конкретных решений не принято», — пояснил он. А директор сети «Норд» Станислав Черный уточнил, что екатеринбургская компания начала проводить оценку своего бизнеса с точки зрения его привлекательности для потенциального инвестора около двух лет назад. «Domo, как и мы, заинтересована в повышении качества конкуренции с федеральными игроками», — объяснил выбор партнера господин Черный. В Domo факт переговоров с екатеринбургской сетью подтверждают, но их ход не комментируют. «Конкретных решений по этому вопросу пока не принято», — сообщила руководитель пресс-службы Domo Наталья Титова.
Торговая сеть «Норд» основана в 1993 году в Екатеринбурге. Единоличным собственником является Илья Борзенков. Сеть объединяет 30 магазинов, в том числе в Екатеринбурге, Челябинске, Кургане. В ближайшее время планируется открытие магазинов в Тюменской области, Башкирии, Пермском крае. Оборот сети в 2007 году, по оценкам «Делового квартала», составил 1,73 млрд руб. В Екатеринбурге «Норд» занимает 25% рынка бытовой техники и электроники.
Торговая сеть Domo была создана в 1998 году в Казани. Выручка компании в 2007 году составила $684,7 млн. Помимо сети магазинов бытовой техники и электроники Domo включает в себя сеть салонов HiFi-техники «Академия домашнего кино», магазины «Книжный двор», салоны элитных интерьеров Rezidenz Plaza и др. Владельцами Domo являются структуры «Ак барс банка» и Татфондбанка. Представлена в 22 регионах России, насчитывает более 100 магазинов.
По мнению аналитиков, если стороны договорятся о сделке, то, скорее всего, речь будет идти о поглощении казанской компанией «Норда». Исходя из ежегодного оборота екатеринбургской сети, сумма сделки, по мнению аналитиков, может составить 700 млн руб. (по практике последних сделок, стоимость торговых компаний оценивается в 0,4 оборота. — „Ъ“). «Это было бы логичным решением. Поскольку слияние происходит, как правило, с компаниями, у которых финансовые показатели примерно равны. У Domo и „Норда“ они несопоставимы, поэтому вариант равноценного объединения, думаю, вряд ли возможен», — считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская.
Эксперты также напоминают, что Domo в последнее время активно расширяет сеть за счет приобретений региональных ритейлеров. Только за прошлый год она купила магазины «Телевит» в Минводах, Нальчике, Пятигорске, Кисловодске, Георгиевске, а также торговую компанию «КомИнКом» (8 магазинов) в Оренбургской области. В 2006 году Domo купила контрольные пакеты в двух сибирских сетях — «Айсберг» (Новосибирск) и КГБ (ХМАО), а в 2007 году приобрела сеть «БигМаг» (объединяет 7 магазинов в ХМАО).
Участники рынка считают, что другого инвестора сети «Норд» найти будет проблематично — федеральным игрокам локальные сети не интересны. По словам пресс-секретаря «М.Видео» Надежды Киселевой, магазины региональных сетей, как правило, разноформатны и не соответствуют требованиям компаний по размеру площадей (не менее 2-3 тыс. кв. м) и по обучению персонала. «Нам выгоднее открывать собственные магазины, так как покупка региональных сетей обходится гораздо дороже», — добавляет директор по связям с общественностью «Техносилы» Надежда Сенюк.
Поэтому, как отмечают отраслевые аналитики, сделки по слиянию-поглощению в секторе бытовой техники, скорее всего, будут происходить именно среди региональных сетей. «Переговоры о консолидации, слиянии, поглощении ведутся постоянно», — говорит владелец торговой сети «Кардинал» (Екатеринбург) Рафаэль Шихов. «Объединение сетей друг с другом позволит увеличить объем закупок, а значит получить определенные бонусы от поставщиков (по данным БКС, от 2-3% от себестоимости товаров. — „Ъ“). Кроме того, сэкономить затраты на логистику и решить проблемы с обеспечением торговыми площадями», — отмечает Татьяна Бобровская.
"Коммерсант. Волга-Урал" №200 от 05.11.08 |