30.10.08"Золотой Минбар" требует жертв? |
Программа неигрового кино никого не оставила равнодушным. Складывается впечатление, что документалисты наигрались приемом "скрытой камеры" и, взяв от него все лучшее: оптимальный (для сбалансированной психики) градус публицистического накала, естественное поведение героев перед камерой, дополнили дотошностью анализа и внятным идейным посылом.
Всем этим критериям отвечает документальный фильм "Запрещенная ложь" Анны Бройновски (Австралия), признанный лучшей документальной лентой. "Запрещенная ложь" - триллер из реальной жизни, на протяжении которого Бройновски пытается разобраться в личности Нормы Багайн. В 2004 году, накануне войны в Ираке, эта женщина под псевдонимом Норма Хоури, выполняя задание ФБР, написала книгу "Запрещенная любовь", демонизирующую мусульман. К удивлению режиссера, Норма откликнулась на ее предложение под прицелом камеры публично подтвердить или опровергнуть, существуют ли в Иордании так называемые "убийства чести", о которых рассказала в бестселлере. На протяжении всего фильма Норма дурачит Анну, пытаясь показать место, где жила некая Аламия, убитая отцом-мусульманином за внебрачную связь, но постоянно путается, заставляя машину кружить, и у зрителя вместе с Бройновски голова идет кругом от невозможности отделить злонамеренный вымысел от реального положения дел.
Специальным призом международной организации ТЮРКСОЙ отмечен фильм "На натянутом канате" режиссера Петра Лома (Канада-Норвегия). В нем показана провинция Ксиньян в Китае, где живут уйгуры - систематически угнетаемое мусульманское меньшинство страны, и прослеживается судьба четырех детей из приюта, которые овладевают древней уйгурской традицией даваз - ходьбой по натянутому канату. В ленте поражает живучесть коммунистической идеологии и символики, которая до сих пор используется правительством Китая в качестве технологии управления массами. Красные галстуки на шеях бедно одетых детей, портреты Мао и Маркса в обшарпанном классе... На фоне соц-арта пронзительно звучит мечта мальчика-сироты: "Если бы живы были мои родители, я бы посадил их на плечи и пешком донес до Мекки".
Спецприз "За гуманизм в киноискусстве", учрежденный Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, достался документальной ленте "Такси на темную сторону" (США). Получая приз, редактор фильма Слоан Клевин сказала: "Целью режиссера Алекса Гибни было открыть глаза американцам на политику правительства, а это есть политика притеснения арабов". Действительно, в "Такси..." показаны чудовищные сцены издевательств в Гуантанамо Бэй и тюрьме Абу Грейб, где неофициально разрешено применять пытки и сексуальные унижения по отношению к арестованным.
Программа неигрового кино содержала также традиционную кинодокументалистику, в которой голос рассказчика выстраивает кадры в событийный ряд. В их числе "И раскололся месяц" (Татарстан, режиссер - Батыр Баишев). Эта кинолента, созданная по сценарию Рафаиля Хакимова и Айдара Хайрутдинова, рассказывает о жизненном пути и духовных поисках Мусы Бигиева - выдающегося знатока исламского вероучения (приз "За вклад в дело исламского просвещения"). Незабываемое впечатление оставила также работа казанского кинодокументалиста Алексея Барыкина "Песня, которой не слышно" - об уникальной программе по обучению и социальной адаптации глухих и слабослышащих людей.
Нынче организаторы фестиваля сделали "царский жест" по отношению к зрителям - фестивальные кинопоказы в "Гранд синема" были бесплатными, и залы заполнялись до отказа. Костяк зрительской аудитории составляли женщины и девушки в платках, одетые по мусульманскому обычаю, что и придавало казанскому кинофестивалю "лица необщее выражение". Таким образом, "Золотой Минбар" начал приобретать формат зрительского кинофестиваля, как в Карловых Варах, но со своей особой аудиторией.
В русле зрительского кинофестиваля и организация параллельных показов лучших фильмов IV "Золотого Минбара" в кинотеатрах "Мир", "Корстон" и в эфире телеканала "ТНВ", а также проведение творческих встреч с мэтрами российского кинематографа: Эльдаром Рязановым, Аллой Суриковой, Александром Миттой и Натальей Бондарчук. |