30.10.08"Золотой Минбар" требует жертв? |
Индийское пиршество для глаз было обильным и длилось три с половиной часа. "Попкорна не хватит", - шутили в фойе кинотеатра "Гранд синема" журналисты. Большинство из них не выдерживали и уходили из зала, снисходительно вздыхая и закатывая глаза: мол, чего ждать от индийского кино, кроме патоки. Что поделаешь, если палитра восприятия западного человека сегодня расширена за счет таких эстетических категорий, как "безобразное", "низменное", "ужасное", и искушенному зрителю в картине "Джодха и Акбар", совершенной в своем роде, не хватает именно "чернушности".
Лучшим режиссером игрового кино жюри IV "Золотого Минбара" сочло иранца Расула Садр Амели, снявшего трагичный и в то же время светлый фильм "Каждая ночь одиночества". Это история молодой женщины, радиожурналистки Атии, которая серьезно больна и должна умереть через несколько месяцев, если не согласится на операцию. Но Атия от нее отказывается. Однако паломничество к шиитской святыне в Мешхеде, на котором настоял муж, изменило героиню и ее скептическое отношение к миру. "Каждая ночь одиночества" несет черты классического итальянского неореализма: киноповествование дымкой рассеивается в естественных шумах улицы и радио, отражениях в стеклах витрин, автомобилей и вагонов. Даже чудо, которое происходит у святыни, показано как "дело житейское", без спецэффектов. Фильм опять-таки испортила мелочь - два передних зуба главной героини, выдающиеся вперед, которые делают ее похожей на грызуна. В общее эстетическое решение эта деталь, конечно, укладывалась, но мешала образованию неуловимой ауры "обыкновенного чуда".
Лучшим сценаристом игрового кино был признан Роно Мунро (Великобритания). В фильме "Почти взрослая", снятом по его сценарию режиссером Юзафом Али Хана, рассказывается об африканских беженках, которые ищут лучшей доли в благополучной Англии. Надо сказать, что фильмы, подобные "Почти взрослой", от фестиваля к фестивалю образуют некое тематическое сгущение, которое условно можно назвать "ужасами адаптации". Их фабула постепенно начала превращаться в штамп: этнический мусульманин из-за невыносимых условий жизни на родине приезжает в Европу или Америку и там, выживая в джунглях мегаполиса, встречает доброго ангела - социального работника, который для чужака расшибается в лепешку.
Лучшим короткометражным игровым фильмом была признана лента из этой же серии - "Кофе и Аллах" (Новая Зеландия). Надо отдать должное женщине-режиссеру Симе Урале, которой удалось подать расхожую тему в неожиданном ракурсе: ужасы адаптации стали красотами адаптации. "Кофе и Аллах" - очень красивая история о беженке из Эфиопии, задрапированной в небесной синевы хиджаб. Она изо всех сил пытается наладить контакт с новым окружением. В финале самоанец Нону, симпатизирующий девушке, налив в чашку кофе, пишет на его поверхности сливками имя Аллаха.
Несомненно, в глобализирующемся мире у фильмов этой тематики огромный потенциал, но в целом тенденция представляется безрадостной, так как ведет, в конечном итоге, к созданию "кино без домашнего адреса" (по выражению члена жюри, кинокритика из Германии Ганса Шлегеля).
В ряду творческих открытий "Золотого Минбара-2008" очень достойно выглядела победа татарстанских кинематографистов в номинации "За лучшую операторскую работу". Успех картины "Трехногая кобыла" был долгожданным и... неожиданным. Ведь до сих пор режиссера Нуранию Замалиеву мы знали по телесериалам на телеканале "Новый век" и ждали от ее первой полнометражной игровой картины по одноименной повести Айдара Халима добротной экранизации, а увидели поэтический экспрессивный кино-язык. Можно сказать, произошло чудо: в нужное время в нужном месте встретились продюсер Ильхам Сафиуллин, режиссер Замалиева, имеющая большой опыт работы с актерами татарских драматических театров, и молодые профессионалы - режиссер монтажа Влад Петров, операторы Эдуард Ситдиков, Вячеслав Слесаренко и Рафкат Зиятдинов, набившие руку (точнее "око кино" - камеру) на видеоклипах и кинодокументалистике. (К слову, закономерно, что хорошие клипмейкеры становятся хорошими режиссерами игрового кино. Именно в процессе создания видеоклипов наиболее интенсивно идет процесс модернизации традиционных культурных символов и представлений.) |