30.10.08"Золотой Минбар" требует жертв? | Галина ЗАЙНУЛЛИНА
Казанский Международный фестиваль мусульманского кино "Золотой Минбар", обретший за время своего существования славу "восточных Канн", нынче во второй раз проходил под девизом "К диалогу культур через культуру диалога". Отсюда и цель кинофорума - объединение представителей разных стран и конфессий, чье искусство несет общечеловеческие ценности, идеи добра и толерантности.
Ожидалось, что принципиальным отличием "Золотого Минбара-2008" от предыдущих фестивалей станет не только большее число приглашенных кинозвезд, но и иное качество представленных на конкурс фильмов. И хотя отбор был достаточно строгим, эти надежды, по большому счету, не оправдались. Да, в программе нынешнего "Минбара" было немало картин, которые уже отмечены различными призами: среди них - американская полнометражная лента "Пристроенные", документальные фильмы "Запрещенная ложь" (Австралия), "Лицом к лицу" (Голландия) и "Такси на темную сторону" (США, обладатель премии "Оскар" 2007 года). Вместе с тем второй год подряд на "Золотом Минбаре" не заявляют о себе в полной мере кинематографисты Башкортостана, Азербайджана и Турции, а Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан прислали в Казань не лучшие киноработы.
На наш взгляд, это свидетельствует лишь о том, что "киносливки" были сняты до "Золотого Минбара" другими фестивалями, а создатели "топовых" картин приехали в Казань, движимые не столько профессиональными амбициями, сколько желанием как можно большему числу людей поведать об истине, которая им открылась в результате кинодокументального исследования.
И все-таки жюри любого кинофестиваля считает делом чести стать первооткрывателем какого-нибудь шедевра. И раньше "Золотому Минбару" это удавалось. Многие помнят, какой фурор произвела кинодрама "Слеза холода" иранского режиссера Азизоллы Хамиднезаде, получившая в 2006 году не только Гран-при, но и призы за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль.
На IV КМФМК вновь блистало иранское игровое кино, правда, на этот раз не шедеврами, а просто достойными картинами. Одну из них - кинодраму режиссера Расула Моллаголипура "Ми" для мамы" - жюри сочло лучшим фильмом нынешнего фестиваля. Его темой стали непростые взаимоотношения матери с сыном, причины которых коренятся в последствиях ирано-иракской войны 1980-х годов. Юная Сепидег, служившая тогда спасателем, была ранена во время химической бомбардировки. Годы спустя, ожидая первенца, она узнает, что ее плод неполноценен. Но Сепидег отказалась от аборта, на котором настаивал муж, чем обрекла себя и родившегося сына на невероятные трудности. Им обоим пришлось, преодолевая муки удушья и нехватку лекарств, совершенствоваться в игре на скрипке. Однако, если мальчику, герою фильма, удалось извлечь из инструмента для требовательной матери чистый и пронзительный звук, то Расул Моллаголипур новую высоту в киноэстетике - "ми" для зрителя - так и не взял.
"Дьявол таится в мелких деталях", - считает член жюри IV КМФМК киновед Вита Рамм. Действительно, иранская лента не состоялась из-за мелочи - документальных кадров, монтажной склейкой введенных в киноповествование: на них запечатлены свержение статуи Саддама Хусейна и его же безжизненное лицо после унизительной казни. Таким образом, кадры, занявшие в фильме в совокупности от силы пару минут, придали "Ми" для мамы" характер кинематографической мести.
Не случайно кинодрама Моллаголипура (увы, недавно тоже ушедшего из жизни) разделила Гран-при с индийским фильмом "Джодха и Акбар" - исторической драмой, созданной по законам Голливуда: с боевыми слонами, великолепными костюмами и мелодичными песнями. В фильме рассказана история любви одного из самых знаменитых императоров Индии Джалахуддина Мохаммада Акбара и прекрасной прин-цессы Раджпута Джодхи, союз которых соединил две религии - ислам и индуизм. В финале смертельно раненного стрелой императора-мусульманина принцесса спасает молитвой, обращенной к Кришне. |