29.10.08Без дотаций не обойтись | Марина ЮДКЕВИЧ
Доедет ли общественный транспорт до середины следующего бюджетного года или не доедет - такой вопрос, на манер гоголевских мужиков из губернского города NN, ставят ребром руководители транспортных предприятий Казани перед Госсоветом РТ. Подразумеваемый ответ: нипочем не доедет, сдохнет на полпути от бескормицы, если только в бюджет срочно не заложат деньги на компенсацию перевозчикам финансовых потерь от перевозки граждан с социальными проездными.
Пока минфин с Госсоветом не определились даже с механизмом решения. С одной стороны, есть закон об организации пассажирских перевозок - он предполагает именно компенсацию выпадающих доходов перевозчиков из бюджета. С другой стороны, есть желание давать деньги не поставщикам услуг, а потребителям, т.е. увеличить бюджетное "наполнение" социальных проездных. А с третьей стороны, любой из этих двух подходов, к глубокому сожалению наших финансистов, связан с выделением денег из бюджета, а денег жаль - кризис на дворе...
Первым, кто два года назад публично сделал прогноз, что при формируемой в Татарстане транспортной политике именно бюджетные дотации станут главным фактором выживания общественного транспорта, был Александр Таркаев.
- Хотели как лучше. И сделали вроде как лучше... Но не подумали об экономике и потому придем ровно туда, откуда пытались уйти, говорит г-н Таркаев. - Три года назад по улицам Казани ездили неказистые "Газели" и "пазики", нарушали правила дорожного движения, входили в конфликт друг с другом и с другими водителями, нередко хамили пассажирам, правда, довольно быстро возили их по достаточно разветвленному маршруту... А дальше у власти терпения не хватило нормально развивать рынок, дать время этим малоприятным частникам - по мере роста благосостояния горожан - переходить на более качественный транспорт. Захотелось сделать город красивым, притом быстро.
Купили много новых автобусов - да, в них ездить удобнее... Но у тех ребят себестоимость услуги была низкая, и та система была самодостаточной, не требовала дотаций. Когда купили новый транспорт, который стоит дорого и дорог в эксплуатации, - себестоимость серьезно выросла. Пошли на беспрецедентные меры, чтобы заполнить эти автобусы пассажирами: создали полосы для движения маршрутного транспорта, убирают трамваи, причем с самого напряженного маршрута... И все равно нынешняя система без дотаций существовать не может.
- Ну почему, вот цену повысят - сможет...
- Да, можно не давать транспортникам дотаций, а значительно повысить плату за проезд. Но граждане предпочтут дотации. Ведь вся проблема в том, что покупательная способность города, как всегда, переоценена. Граждане в Казани не зарабатывают достаточно, чтобы стоило заводить красивый парк автобусов.
- Ну да, человек с зарплатой 500 долларов за рулем дорогого автомобиля, взятого в кредит, - это памятник нашему времени... Но пассажирские перевозки - дело другое. На них можно смотреть как на бизнес, и в этом случае правомерна ваша оценка с точки зрения рыночной эффективности. Но можно рассматривать их просто как одну из социальных услуг, набор которых должна обеспечить власть...
- Можно. Если в бюджете есть деньги, можно даже сделать бесплатный транспорт. Проблема только в одном: со временем дотируемый транспорт перестает опираться на доходы от эксплуатации и начинает жить сам по себе. У нас же был чуть не стопроцентно дотируемый транспорт в советское время, многие помнят, как он ходил... Плохо он ходил, мягко говоря.
Руководители транспортных предприятий ввязались в бизнес, которого нет. Но они в него уже ввязались, все уже есть - предприятия, техника, - и что с этим делать? Или придется повысить цену, что маловероятно. Или придется сделать общественный транспорт полностью муниципальным. Это значит, что он должен финансироваться из городского бюджета и за него мы должны будем платить все вместе - и те, кто ездит на автобусе, и те, кто ездит на собственном автомобиле... И это значит, что он станет полностью безобразным, потому что как только он перестанет быть частным, на него станет всем наплевать.
- Я бы поставила на другой сценарий: транспортные предприятия остаются частными и при этом с удовольствием садятся на дотации.
- При таком варианте единственным их интересом станет экономить. А уж это они будут делать по полной программе... Согласен, что более реалистичный сценарий - то, что общественный транспорт станет массово дотационным. Поскольку это выгоднее конкретным людям. Но только если кризис не пойдет дальше, т.е. в бюджете города будут деньги. А в конце концов, через 5 - 7 лет транспорт все-таки снова станет муниципальным. Это путь к муниципализации транспорта, таков мой прогноз.
"Вечерняя Казань" №174 от 29.10.08 |