Ирина ПЛОТНИКОВА
Казань рассматривается в качестве возможной площадки строительства российского завода композитных материалов для авиапрома. Об этом было заявлено в пятницу на выездном заседании на КАПО им. Горбунова с участием руководства госкорпорации "РОСНАНО". Стоимость проекта - от 400 до 700 млн евро, запуск производства намечен на 2012 - 2013 годы.
Если казанская заявка победит, то именно в год Универсиады в небо должен подняться первый российский самолет с крыльями из так называемого нанопластика - новейшего углеводородного материала. Разработка этого среднемагистрального самолета "МС-21" ("черное" крыло) на 150 - 200 пассажирских мест сейчас ведется в Иркутске. Вслед за этой моделью "черные", нержавеющие крылья и хвосты получит и вся российская авиатехника нового поколения.
Материалы для этого прогрессивного оперения и других важных частей самолетов и будет выпускать новый завод. Конкурентами Казани в этом проекте выступают Воронеж, Ульяновск и Подмосковье. Окончательное решение в ближайшие полгода должны принять руководители ОАО "ОАК" (Объединенной авиакорпорации).
Производители уже посчитали, что применение крыльев из наноматериалов, а не привычного дюралюминия способно облегчить 65-тонный пассажирский самолет на целую тонну. А это, как сообщил участникам совещания технический директор казанского филиала КБ ОАО "Туполев" Лев Недзельский, ведет к колоссальной экономии топлива:
- Один лишний килограмм в течение срока "жизни" машины - это расходы порядка 30 тысяч долларов. Мы, самолетостроители, очень надеемся, что все, о чем сегодня говорилось, будет реализовано и как можно быстрее, иначе в российском небе будут летать лишь "Боинги" и "Эйрбасы".
Применяемые сегодня композитные материалы прочнее дюралюминия раза в полтора, говорят специалисты, однако исследования показывают, что возможно создание органо-неорганических соединений, способных выдержать нагрузку, в десятки раз превышающую нынешние нормы.
- Это потрясающая перспектива для прорыва, но надо понимать, в каком месте мы находимся сейчас, отставая на 15 - 20 лет, - приземлил собравшихся завкафедрой МГУ Виктор Авдеев. - Из 20 связующих полимидных волокон, освоенных западными рынками, Россия выпускает ноль, из 50 эпоксидных волокон у нас только два вида.
В итоге, если в современных "Боингах" до 80 процентов материалов созданы с применением нанотехнологий, то российские лайнеры на 80 процентов остаются металлическими. А это значит - более дорогими.
На казанском предприятии "МВЕН", выпускающем аппараты для малой авиации, участникам совещания продемонстрировали, как идут работы по созданию цельнокомпозитного четырехместного самолета "Мурена". Весить он будет всего 462 килограмма, развивать скорость - до 310 км в час. Корпус "Мурены" отливали из современных материалов с использованием пластиковой, а не металлической - как на больших заводах - оснастки, что существенно сэкономило затраты.
Первая часть совещания проходила на площадях КАПО, вторая - в зале заседаний кабмина, куда пригласили ученых казанских вузов и директоров предприятий, далеких от неба, но также заинтересованных в новых материалах.
Ложку дегтя в бочку обсуждаемых нанопроектов добавила лишь представительница кафедры экологии КАИ, отметив, что такое достижение прошлого, как полиэтилен, уже подарило человечеству колоссальную проблему его утилизации. И высказала опасения, как бы эти более легкие, дешевые и суперпрочные материалы не обернулись настоящим бедствием.
"Вечерняя Казань" №172 от 25.10.08 |