27.10.08«Вестер» сменил направление | Юлия ГАРАЕВА
Калининградский «Вестер» скорректировал планы своей экспансии в Татарстане в связи с мировым финансовым кризисом. Сеть решила ограничиться в республике двумя магазинами, посчитав невозможным строительство новых объектов в условиях серьезных проблем с кредитованием отрасли.
Эксперты прогнозируют ритейлу «неизбежные процессы поглощений и банкротств» и отмечают, что в нынешних условиях планы развития будут корректировать все. На этой неделе «Вестер-Ритейл» сообщил о продаже участка земли в Набережных Челнах (площадь его не раскрывается), на котором собирался строить торговый центр на 45 тыс. кв. м. По словам директора по связям с общественностью «Вестера» Риммы Ремизовой, сеть решила «остановиться в Татарстане пока на двух магазинах», тогда как первоначально только в Казани планировалось открыть около пяти объектов.
Группа компаний «Вестер» занимается строительством и развитием продуктовых гипер- и супермаркетов «Вестер». Единственным владельцем ООО «Вестер-Ритейл» является ООО «Вестер-регионы», которое принадлежит компании «Вестер Холдингс Лимитед» (Кипр, 99,86%). Сегодня площадь торговой недвижимости составляет более 250 тыс. кв. м, количество магазинов — 50. Выручка компании в 2007 году по МСФО составила $715 млн, чистая прибыль — $41 млн.
«Вестер» пришел на татарстанский рынок в прошлом году. Свой первый супермаркет торговой площадью 2,3 тыс. кв. м с ассортиментом 20 тыс. наименований он открыл в Набережных Челнах в августе. Второй гипермаркет площадью 3,2 тыс. кв. м, в котором было представлено 30 тыс. наименований товаров, распахнул двери спустя месяц в казанском ТЦ «Грани».
«Мы вынуждены были скорректировать планы развития не только в Татарстане, но и в целом по России, — уточнила госпожа Ремизова. — Всего на продажу выставлены семь участков общей площадью 27,5 га: по одному в Омске, Набережных Челнах и Невинномысске и по два — в Ставрополе и Калининграде». Их стоимость «Вестер» оценивает в $50 млн. «С реализацией долгосрочных проектов мы решили повременить», — сказала Римма Ремизова, отметив появление в условиях финансового кризиса серьезных проблем при получении новых кредитов даже по уже открытым кредитным линиям. Между тем на официальном сайте компании со ссылкой на председателя совета директоров группы «Вестер» Олега Болычева, говорится, что ритейлер планирует в этом году открыть торговые объекты в Оренбурге, Астане, Алма-Аты и Хмельницком, а во втором квартале 2009 года — гипермаркет в Ярославле общей площадью 14 тыс. кв. м. По данным господина Болычева, в собственности компании находится недвижимость на сумму более чем $500 млн, оборот группы по итогам 2008 года превысит 25 млрд руб., а оборот сети «Вестер» составит 19 млрд руб. Кредитный портфель сети составляет около $80 млн, что равно 10% от товарооборота и не превышает двух EBITDA. «Если по этим показателям сравнивать «Вестер» с другими компаниями, то ситуация прежде всего негативна у крупнейших компаний, у которых кредиты находятся на уровне 70% от их капитализации. В этом смысле мы находимся явно в преимущественном положении, как и все закрытые непубличные компании», — сказал Олег Болычев.
«Насколько я помню, решение скорректировать свои планы в Татарстане, „Вестер“ принял еще до мирового кризиса», — прокомментировал действия конкурента директор по рекламе и маркетингу сети «Бахетле» Игорь Шевелев. Действительно, в феврале этого года (см. „Ъ“ от 28 февраля) «Вестер» объявил о том, что не станет открывать второй гипермаркет в Казани в связи с тем, что сеть не нашла «подходящего места под свою вторую торговую точку в городе». При этом госпожа Ремизова подчеркивала, что в этом году «Вестер» будет открывать в Татарстане «один или два магазина общей площадью порядка 20 тыс. кв. метров, но точно не в Казани».
«С такими проблемами, как „Вестер“, сегодня столкнулись практически все игроки, — говорит аналитик ИК „Финам“ Сергей Фильченков. — Розничная торговля традиционно развивалась за счет кредитных ресурсов, а деньги сейчас стоят дорого, да и дают их банки крайне неохотно. За год кредитные ставки выросли почти в два раза — сейчас занять дешевле чем под 18-20% достаточно сложно. Как результат, существенно снижаются темпы развития даже лидеров рынка. Например, „Седьмой континент“ в сентябре не открыл ни одного нового магазина. В октябре корпорация „Грин“ объявила, что отказывается от планов по строительству новых гипермаркетов „Линия“, холдинг „Марта“ закрыл сеть „Гроссмарт“, а Х5 Retail Group (сети „Пятерочка“, „Перекресток“) заявила о намерении до конца года сократить до двух процентов сотрудников». Гендиректор торговой сети «Магнит» Сергей Галицкий заявил, что в условиях кризиса готов платить поставщикам вперед — в обмен на 30-процентную скидку. И это притом, что до сих пор за предоплату можно было получить скидку не более 3-5%. Аналитики и участники рынка считают неизбежными процессы укрупнения ритейла, в том числе с участием мощных иностранных игроков. При этом выживут самые сильные, а тех, кто слабее, — ждет поглощение или банкротство.
"Коммерсант. Волга-Урал" №195 от 25.10.08 |