Два столетия общественного служения |
Наука в классическом университете - больше, чем наука. Здесь она выступает не только в роли теоретической системы, которая нацелена на получение нового достоверного знания. Она служит также основой особого типа образования - фундаментального, классического, что позволяет овладевать частными науками на универсальной теоретико-методологической основе, способствует взаимопроникновению научно-технической и гуманитарной культур. Н.И. Лобачевский, возглавлявший Казанский университет с 1827 по 1846 годы, сформулировал целую программу деятельности и развития университета как центра науки, педагогической мысли и культуры. Он выдвинул новаторскую для России его времени идею развития личности в качестве решающего условия общественного процесса: только суверенная личность способна достичь «высшей степени образованности». Конечно, Монбланы не вырастают среди степных просторов - крупному учёному, выдающемуся мыслителю потребна среда единомышленников, необходимы споры, обсуждения и критическая оценка того, что он делает. Казанский университет и вошёл в историю как университет выдающихся научных школ, перспективных научных направлений. Но это только одна сторона вопроса. Методы научного творчества непозволительно смешивать с методами работы поточного производства. При всех сдвигах в формах организации науки основным, решающим в этой сфере продолжает оставаться индивидуальное творчество человека, контактирующего - в неком «невидимом колледже», возможности которого ныне резко возросли в связи с созданием электронной всемирной паутины — со всем научным миром. Поэтому мы в Казанском университете стремимся всячески поддерживать настоящих новаторов, учёных, способных генерировать идеи.
Изменения общественных условий в России после событий 1917 года, разумеется, в значительной степени сказались на всех сторонах деятельности университета, претерпела изменения — не всегда в лучшую сторону - университетская культура. Вместе с тем одна из главных традиций, связанная с фундаментальным образованием и наукой, продолжала развиваться. Дополнительный и сильный импульс она получила в годы войны, когда университету было суждено сыграть особенную роль в развитии отечественной науки: сюда, в Казань, был эвакуирован из Москвы и Ленинграда ряд ведущих академических институтов, здесь продолжал свою работу президиум Академии наук СССР. В год своего 200-летия университетское сообщество осознаёт преемственность всех периодов развития университета и стремится утвердить всё наиболее ценное и жизнеспособное, что сформировалось ранее. Сама история университета для нас — единый живой процесс. Вот как выглядит обобщённый статистический «портрет» университета. С 1805 по 1917 годы университет окончили около тринадцати тысяч человек. А в советское и уже новейшее время, точнее сказать, с 1918 по 2003 годы, число выпускников только дневного отделения составило более шестидесяти тысяч человек. С учётом вечерников и заочников эта цифра приближается к ста тысячам. Здесь учились писатели С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, П.Н. Мельников-Печерский, композитор М.А. Балакирев, художник В.И. Якоби и другие. Среди студентов были известные государственные деятели — В.И. Ульянов-Ленин, А.И. Рыков... |