Два столетия общественного служения |
Однако в середине XIX века взлёт казанской ориенталистики был прерван искусственным путём: в 1854 году Восточный разряд переводится в Санкт-Петербургский университет вместе с коллекциями материальных памятников и более чем двумя тысячами восточных книг и рукописей. К новому месту работы устремились специалисты, занятые ранее в Разряде. То, что не получилось сделать тогда востоковедной науке в Казани, в значительной мере удалось многим другим направлениям университетской науки. Разные науки и формы творчества находились тогда в состоянии взаимовлияния и синтеза. Из этого рождалось новое. В подтверждение сказанного - выразительный, можно сказать, символический пример. Александр Бутлеров родился 15 сентября 1828 года; неделей раньше, 9 сентября того же года, появился на свет Лев Толстой. Они одновременно, в 1844 году, поступают в Казанский университет, ректором которого в это время был выдающийся учёный Н.И. Лобачевский. А.М. Бутлеров и Л.Н. Толстой принесут славу России. Один - в области химии, другой - литературы.
Природа творчества в своей основе едина. Историки науки подметили, что в физике, математике, технике все учёные, включая И. Ньютона и А. Эйнштейна, шли к выдвижению новых идей посредством парадоксальных мыслительных ходов, утопических упражнений, разрывающих обычные связи и комбинации, что сродни богатому художественному воображению. В этом же ряду интеллектуальное бесстрашие, конструктивная критика как принцип подхода к устоявшимся воззрениям, ирония - поле дерзкой игры ума. Французский социолог Р. Рюие, автор известных работ, посвящённых проблеме утопического мышления, особое значение придаёт как раз утопическим мысленным экспериментам, критике и иронии в разработке неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевским. «Если бы работа Лобачевского не открыла настоящую эпоху в науке, юмористическая сторона его способа мысли была бы нам более очевидна. Неевклидова геометрия, как и утопия, есть критика предрассудков. Становление теоретического и утопического творчества абсолютно комплиментарно и аналогично - как то, так и второе содержат в себе неосознанный постулат, из которого вырастает новый взгляд на мир, на объект познания». Один из видных философов и методологов науки XX века Г. Башляр тоже узрел в новациях Лобачевского проявление «геометрического юмора» - свободно-игрового отношения к евклидову постулату параллельных, считавшемуся незыблемым. Казанский геометр «диалектизировал понятие параллели», выразив «новый дух науки», который позволил выйти на рубежи науки неклассической: неевклидовой геометрии, неньютоновской физики, химии «не по Лавуазье» и т. д.; сходным образом Эйнштейн привнёс начала диалектики в понятия пространства и времени.
Стоит ли удивляться, что в университете, которым руководил Лобачевский, в различных областях познания и творчества так ярко проявлялись новаторство, вызов устоявшемуся, почитаемому за неопровержимую истину?
Сейчас в истории науки в полной мере восстанавливается имя профессора Казанского университета Николая Александровича Васильева (1880-1940), значение идей которого заключается в том, что они открыли новую страницу в развитии логики: 13 января 1911 года на сто пятидесятом заседании Казанского физико-математического общества Н.А. Васильев сделал доклад, название которого говорит само за себя: «Неевклидова геометрия и неаристотелева логика». Учёный хорошо осознавал, что он рискует «подпасть под обвинение в логической ереси», да так оно и случилось. Что ж, это судьба любого новатора в науке... Ему бывает тесно лишь в своей области знания, и он нередко стремится к тому, чтобы выразить себя, свои идеи и в других областях творчества. Как это было характерно для Н.А. Васильева. Всю жизнь он занимался литературным творчеством, рисуя в стихах (они были собраны им в книге лирики «Тоска по вечности») тот мир, что по своим свойствам разительно отличается от нашего. Это мир воображаемый, утопический, в котором, как позже напишет сам автор, в одном и том же объекте должны совпадать основания и для утверждения, и для отрицания. |