Два столетия общественного служения | Мякзюм САЛАХОВ, ректор Казанского государственного университета
Казань стала тем городом российской провинции, где в 1804 году впервые был образован университет. Если же подходить с исторической точки зрения, то открытие Казанского университета - это результат той либеральной политики, которую проводил император Александр I в начальный период своего правления. Европейский уровень университета, которого тот достаточно быстро достиг, отметил в своей ироничной манере Александр Дюма (Дюма-отец), побывавший в Казани во время своего путешествия по России, предпринятого в конце 50-х годов XIX века. Автор «Трёх мушкетеров» написал в путевом очерке: «Казанский университет не отличается от любого другого университета: в нём есть библиотека, насчитывающая двадцать семь тысяч томов, которые никто не читает, сто двадцать четыре студента, изо всех сил отлынивающих от учёбы, кабинет естественной истории, посещаемый одними иностранцами...». Главное здесь то, что знаменитый французский писатель воспринял Казанский университет в качестве равноправного члена сообщества классических университетов Европы. Классический университет - это целое социально-культурное явление, оказывающее воздействие на все стороны жизни: организационно-хозяйственные отношения, формирование культурной публики и политической элиты, развитие искусства, градостроительство. Так случилось и с Казанью. Город, его облик стали меняться под деятельным воздействием университета. Это подмечали многие наблюдатели, среди них известный мыслитель XIX века П.А. Кропоткин: «Сама Казань не похожа на виденные мною губернские города; все они, кроме некоторых особенностей, во всём прочем совершенно схожи. Казань не то ... бросается в глаза, что город университетский: книжная торговля, типографии, гимназия...». Университетский городок, сердцевиной которого является ансамбль в стиле русского классицизма XIX века, превратился в своего рода витрину Казани, и за два столетия он обрёл новые, выразительные черты. Указом Президента Российской Федерации в 1996 году Казанский университет включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Университет и город образуют неразрывное единство - и в архитектурном, и в культурном, и в общественно-политическом отношениях. Знаменательно, что нынешняя масштабная модернизация Казанского государственного университета в связи с его 200-летним юбилеем осуществляется в рамках Федеральной программы подготовки к празднованию тысячелетия основания города Казани, которое состоится в августе 2005 года.
Само расположение Казанского университета, его укоренённость в городе, являющемся своеобразным «перекрёстком» Запада и Востока, предопределило его главные культурные и социальные задачи. Именно их имел в виду А.И. Герцен, размышляя о роли Казанского университета в процессах культурного развития страны: «Ежели России назначено, как провидел великий Пётр, перенести Запад в Азию и ознакомить Европу с Востоком, то нет сомнения, что Казань — главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу. Это выразумел Казанский университет...». Действительно, самый восточный университет Европы занимал выгодное положение для изучения стран инародов Востока. Это понимали немецкие ориенталисты Х.Д. Френ и Ф.Х. Эрдман, приехавшие в Казань и положившие начало университетскому востоковедению. В период ректорства Н.И. Лобачевского сложился прославленный Восточный разряд университета, основой которого стали кафедры: арабо-персидская и турецко-татарская, монгольская, китайско-маньчжурской словесности, санскрита и армянского языка. Не в последнюю очередь благодаря успехам своей востоковедной науки Казанский университет обретал широкую известность. Хорошо знакомый с обстановкой в западных столицах граф В.А. Сологуб, который был близок к Пушкину, Герцену, Тургеневу, Карамзину и сам составил себе имя как литератор, отмечал, что Казанский университет «известен в Европе по своей обсерватории, по математическому факультету и в особенности по изучению восточных языков». |