07.10.08Казань выведут на воду | Луиза ИГНАТЬЕВА
Власти Казани намерены до конца года создать государственную девелоперскую компанию, которая будет управлять проектом комплексной реконструкции прибрежной зоны Казани, составляющей около четверти территории города. Сейчас на этих землях действует мораторий на отведение участков под застройку. Казанские девелоперы не исключают, что приволжские земли будут внесены в уставный капитал будущей корпорации с целью привлечения федеральных и иностранных инвестиций.
Идею создания государственной девелоперской компании для управления проектами в центральной прибрежной зоне Казани (расположена по левому берегу Волги до Зеленого Бора в границах улиц Саид-Галеева, Татарстан, Тукая, Эсперанто) озвучила английский архитектор Джорджия Ватсон (Georgia Watson) на завершившемся в пятницу международном проектном семинаре «Градостроительная реорганизация и развитие приволжских территорий». Семинар проходил по инициативе городских властей с 16 августа, по его итогам 10 российских и иностранных архитектурных групп представили мэру Казани Ильсуру Метшину консолидированное проектное решение радикальной реновации территории. Она предполагает деиндустриализацию зоны и развертывание жилой застройки, в том числе на территории речного порта и железнодорожного вокзала, что, по мнению разработчиков, позволит «развернуть Казань лицом к Волге». Госпожа Ватсон считает, что этот проект необходимо предложить для включения в федеральные целевые программы, чтобы получить для его реализации государственное и частное финансирование.
Главный архитектор Казани Эрнест Мавлютов сказал, что власти не исключают создание корпорации, отметив, что будет готов говорить о ней «через две-три недели». Также он подтвердил информацию, что этим летом исполком города приостановил выдачу разрешений на отвод земельных участков на этой территории. «Запрет введен на неопределенное время, пока не определится концепция застройки», — неофициально сообщили в управлении архитектуры и градостроительства, отметив, что «земельный мораторий» действует в отношении территории в 5038 га, что составляет почти четверть города. В кругах девелоперов предполагают, что приволжские земли будут внесены в уставный капитал будущей корпорации, которая может быть создана до конца года.
Власти Казани уже имеют опыт создания государственной девелоперской компании. Как писал „Ъ“ 20 апреля 2007 года, исполком города внес все свои 90 тыс. кв. м нежилых площадей в уставный капитал муниципального ОАО «Миллениум Зилант Сити». В результате уставный капитал компании увеличился со 150 млн до 4,65 млрд руб. Господин Метшин тогда пояснил: «„Миллениум Зилант Сити“ — это структура, в которую перешло все муниципальное имущество и под уставный капитал которой мы можем привлекать средства, и на них создавать новые площадки с инфраструктурой», — сказал он
Проект реновации приволжских территорий Казани затрагивает интересы ОАО «Российские железные дороги», которое владеет земельными участками под расположенными здесь путевыми объектами. Как рассказал заместитель генерального директора ЗАО «Желдорипотека», дочерней структуры РЖД, Сергей Гришин, компания в рамках договоренностей президента РЖД Владимира Якунина и президента Татарстана Минтимера Шаймиева, достигнутых в феврале этого года, намеревается строить на месте Казанского железнодорожного вокзала и железнодорожных путей жилье и офисную недвижимость. По словам господина Гришина, основной грузо- и пассажирский поток планируется организовать через станцию «Восстание», находящуюся на улице Воровского. В настоящее время планы «Желдорипотеки» находятся в предпроектной стадии. «График разработки проектной документации будет сформирован до конца 2008 года», — сказал он, отметив, что работы будут согласованы с властями республики и города. К застройке этой территории уже проявляют интерес иностранные компании. Источник, близкий к исполкому Казани, рассказал „Ъ“, что венгерская инвестиционная группа Trigranit готова будет выкупить у РЖД их земли, если у властей Казани и «Желдорипотеки» возникнут расхождения при согласовании.
Аналитик рынка недвижимости консалтинговой компании Jones Lang Lassal Павел Карцев считает, что без создания частно-государственного партнерства вынести из центра Казани такие сложные инфраструктурные объекты, как железнодорожные пути и речной терминал, невозможно. «По градостроительному кодексу власти могут продавать инвестору земельные участки, очищенные от зданий и сооружений. Если идти этим путем, то городским властям потребовалось бы самостоятельно построить вокзал для РЖД, а освободившуюся землю продать частному застройщику. Но это затратный способ. Проще создать с госкомпаниями девелоперскую корпорацию и справедливо определить доли каждой из сторон. В этом случае финансовая нагрузка ложится на владельцев сложных технических сооружений».
"Коммерсант. Волга-Урал" №181 от 07.10.08 |