02.10.08Перевозчиков «прокатили» с деньгами | Ирина БЕГИМБЕТОВА, Луиза ИГНАТЬЕВА
В проект бюджета республики на 2009 год, рассмотрение которого вчера началось в комитетах Госсовета, не заложены компенсации транспортным предприятиям за перевозку льготников. Перевозчики рассчитывают на 400 млн руб. Отсутствие компенсации грозит им убытками. Некоторые участники рынка уже начали сворачивать свой бизнес и отказываться от взятых в лизинг автобусов.
Вчера комитет Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству обсудил проект бюджета республики на 2009 год. Депутат, генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов обратил внимание коллег на то, что документ в очередной раз не предусматривает расходов на компенсации транспортным предприятиям при обслуживании льготников. «В городе сегодня работает 14 частных предпринимателей, которые занимаются пассажирскими перевозками, и они до сих пор не могут дождаться от республики компенсации за перевозку пассажиров с едиными проездными билетами, тогда как федеральный центр свои обязательства в части компенсации расходов, связанных с федеральными льготниками, выполняет», — сказал он.
Господина Галявова поддержал председатель комитета Марат Галеев. «Каким образом Минфин и правительство позволяют себе верстать бюджет без учета законодательства?» — возмутился он, обращаясь к представителям Министерства финансов, присутствовавшим на заседании. Господин Галеев напомнил, что компенсация расходов перевозчиков на обслуживание льготников предусмотрена республиканским законом «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан», принятым еще в 2006 году. При этом комитет, как подчеркнул депутат, ставит перед правительством вопрос о компенсациях «уже второй год подряд». «Не компенсируете расходы — тогда отмените эти льготы!» — заключил он.
Заместитель министра финансов республики Рифнур Сулейманов рассказал, что республика перестала возмещать транспортным предприятиям расходы на перевозку льготников с 2005 года, когда была введена монетизация льгот. Он признал, что «проблемы с компенсацией проезда льготников есть». По его словам, федеральный бюджет свои обязательства по компенсации проезда федеральных льготников выполняет в полном объеме — в прошлом году на эти цели было перечислено около 100 млн руб. По его данным, на 1 января нынешнего года в республике зарегистрировано 327,3 тыс. федеральных льготников и 946,3 тыс. республиканских. Господин Сулейманов сообщил, что в 2007 году республика перечислила льготникам на единые денежные выплаты (ЕДВ), введенные для компенсации транспортных расходов, 2,1 млрд руб. (сумма ЕДВ составляет 250 руб. в месяц на человека). Однако не все получатели потратили эти деньги на покупку единых социальных проездных (по закону льготники могут выбирать, на что расходовать средства ЕДВ). «Выручка по ЕДВ для транспортников в прошлом году составила около 440 млн рублей, — сказал заместитель министра финансов. — К этому транспортники просят на 2009 год еще более 400 млн рублей компенсации. Но, по нашим расчетам, сумма должна составлять около 300 млн рублей».
Отметим, что до введения монетизации льгот транспортные предприятия получали из консолидированного бюджета республики в общей сложности около одного млрд руб. в год для компенсации затрат на перевозку льготников. Затем правительство, по словам господина Сулейманова, отказывалось возмещать расходы перевозчикам, поскольку «не было учета поездок льготников». Однако с 1 июня в Казани для льготников были введены электронные проездные билеты, позволяющие вести учет. Транспортные карты стоимостью 250 руб. в месяц позволяют им ездить на городском общественном транспорте без ограничений. По данным замминистра финансов, в среднем один льготник совершает около 50 поездок в месяц и таким образом за каждую из них перевозчик получает пять руб., тогда как проезд в Казани на автотранспорте стоит 15 руб., электротранспорте — 10 руб.
Отсутствие компенсаций снижает платежеспособность перевозчиков. Как сказал вчера на заседании Асфан Галявов, за последнее время три частных предпринимателя «сдали автобусы, взятые в лизинг», поскольку не могут выполнять свои обязательства. То, что перевозчики с трудом справляются с лизинговыми платежами, „Ъ“ подтвердил директор ООО «Агростройтранс» Виктор Корнишин. «За эксплуатацию одного автобуса перевозчик обязан выплачивать 70-80 тыс. рублей в месяц в зависимости от марки, — отметил он. — При этом 50% ежемесячной выручки перевозчики тратят на топливо, 20% — на оплату персонала, 30% — на лизинг. У них в кармане ничего не остается. Разве это бизнес?»
Глава казанского комитета по транспорту и связи Айдар Абдулхаков вчера рассказал, что владелец одного из казанских ПАТП Динар Миннуллин в августе передал 30 приобретенных в лизинг автобусов «НефАЗ» казанскому АТП-9. Однако он считает, что «перевозчики не испытывают трудности при выплате лизинговых платежей», а отсутствие бюджетных субсидий «не приведет к разорению автотранспортных компаний». С ним согласен генеральный директор ООО «Лизинг-Трейд» Искандер Маслахутдинов, который отметил, что «в своем большинстве перевозчики добросовестно осуществляют оплату по лизинговым договорам».
Парламентский комитет вчера поручил Кабмину республики предусмотреть компенсации транспортным предприятиям до вынесения проекта бюджета республики на заседание Госсовета Татарстана.
"Коммерсант. Волга-Урал" №178 от 02.10.08 |