Трижды мэр |
Деятельного секретаря вниманием не обходили. В 1873 году он избирается членом Казанского окружного суда, а в 1883 году Сергей Викторович становится товарищем председателя Казанского окружного суда или, говоря современным языком, его заместителем.
В начале 1889 года Дьяченко избирают городским головой, что было не случайно и весьма ожидание: к тому времени Сергей Викторович был известен в городе как председатель Казанского окружного суда и обладал, как впоследствии напишут в его некрологе, необычайной популярностью, «начиная с высших сфер местного бомонда и кончая лачугами бедняков».
Серебряную цепь городского головы Сергей Викторович Дьяченко надел в январе 1889-го, и с этого момента начинаются в городе разного рода преобразования. Деятельность его не знала границ. Начал он с того, что организовал в Казани специальную команду по уборке улиц города от мусора, грязи и конского навоза, освободив от сей обязанности арестантские команды, которые использовались для этой цели бывшими до него городскими головами. Колодники, естественно, не особо выкладывались, кроме того, эти работы проводились от случая к случаю.
Далее Дьяченко начал строительство железнодорожного моста через Казанку и успешно его осуществил, приложил немало усилий для нормального функционирования Ксенинской женской гимназии, стал строить на окраинах Казани дешевые столовые, больницы и читальни. Ему же принадлежит идея соединить Казань с общей сетью железнодорожных путей России, которую, после долгих мытарств по разным министерствам и департаментам, ему удалось пробить после личной аудиенции у Александра III в 1890 году. Естественно, что на перевыборах нового городского головы в 1891 году казанцы не пожелали видеть в головах никого иного, кроме Дьяченко, и Сергей Викторович был выбран на второй срок.
В течение последующих трех лет Дьяченко вновь оправдал доверие горожан. В 1891 году он подвигает влиятельных и богатых людей Казани на создание «Акционерного общества Московско-Казанской железной дороги», в том же году начинаются работы по прокладке железнодорожной линии Рязань-Казань, а в декабре 1893 года строительство Московско-Казанской ветки было закончено. Незадолго до этого стараниями городского головы были заложены и стали строиться здание вокзала и собственно станция «Казань».
По истечении второго срока мэрства Сергея Викторовича казанцы вновь не пожелали отпустить Дьяченко с должности городского головы, и в 1893 году он избирается мэром третий раз подряд, - случай невиданный за всю историю существования института городских голов в Казани начиная с 1767 года.
Ещё с 1889 года Дьяченко замыслил создать в городе исторический музей. Для этой цели им даже было подобрано подходящее здание, само являющееся раритетом, - самый старый каменный дом на всем бывшем казанском посаде - дом Михляева-Дряблова, в котором в мае 1722 года останавливался первый российский император Петр, бывала Екатерина II и который использовался, являясь к тому времени собственностью городской управы, весьма нерационально: то богадельня, то свечной заводик, то дешевая чайная, а то и вовсе - кабак. После проведенной Дьяченко в 1890 году научно-промышленной выставки он даже организовал подписку по сбору средств на осуществление сего замысла и успел потрясти мошну у гильдейных купцов и промышленников Ивана Алафузова, Петра Щетинкина, Якова Шамова и других. Идея открытия в Казани городского музея была, как и всё, за что брался Сергей Викторович, осуществлена в 1895 году. Этому посвящен в книге отдельный очерк. |