24.09.08«Татарстан» обновляется в second hand | Луиза ИГНАТЬЕВА
Авиакомпания «Татарстан» в рамках модернизации своего парка получила первый самолет Boeing-737-300, возраст которого составляет 18 лет. В ближайшее время в Казань поступят еще три 10-летних машины. Эксперты и представители республиканских властей считают, что, несмотря на возраст, Boeing является «более экономичным и более безопасным, чем отечественные самолеты».
На прошлой неделе в Казань доставлен первый самолет Boeing-737-300 дальностью 4,5 тыс. км, предназначенный для оснащения АК «Татарстан». «В настоящее время проводится таможенная очистка лайнера. Ожидается, что в октябре начнется его эксплуатация по программе чартерных перевозок», — сказал вчера заместитель генерального директора авиакомпании по внешним связям и маркетингу Шамиль Магдеев. В АК сообщили, что на машину уже нанесены обозначения местного перевозчика, однако сфотографировать судно не разрешили.
Заместитель министра транспорта Татарстана Павел Чернов пояснил, что иностранные самолеты поступают в Казань по договоренности с болгарским инвестиционным холдингом «Химимпорт», который в марте объявил о готовности инвестировать в обновление парка АК «Татарстан» $20 млн. Однако он затруднился раскрыть схему сделки по приобретению самолетов. Источник, близкий к холдингу «Химимпорт», рассказал, что поставка иностранных самолетов осуществляется по договору операционного лизинга АК «Татарстан» с лизинговой компанией Великобритании (название он не уточнил) под гарантии «Химимпорта». «Это означает, что оплачивать лизинговые платежи за эксплуатацию авиатехники будет не „Химимпорт“, а сам перевозчик», — утверждает он. Стоимость договора и срок действия операционного лизинга он не назвал. По словам аналитика БКС Михаила Сайно, традиционный договор заключается обычно на три года.
В марте этого года власти Татарстана выбрали стратегического партнера для реконструкции ОАО «Международный аэропорт „Казань“» (МАК) и переоснащения ОАО «Авиакомпания „Татарстан“». Им стал болгарский инвестиционный холдинг «Химимпорт», с которым в ближайшие два месяца правительство республики планирует учредить СП «Татарстан Авиа». Ожидается, что правительство внесет в его уставный капитал по 100% акций МАК «Казань» и АК «Татарстан», а «Химимпорт» оплатит свое участие денежными средствами. Ранее глава холдинга Иво Каменов заявлял, что «Химимпорт» планирует направить в модернизацию авиатранспортной инфрастуктуры Татарстана $70 млн. Источник, близкий к правительству Татарстана, полагает, что после создания СП договор операционного лизинга перейдет на обслуживание «Химимпорта».
Как сообщил „Ъ“ господин Магдеев, возраст первого прибывшего самолета составляет 18 лет, а срок использования трех других законтрактованных машин — около 10 лет. Ожидается, что они пополнят авиапарк компании, состоящий из 23 машин, в том числе 22-24-летних Ту-134 и Як-40. По словам господина Магдеева, «средний возраст» авиатехники АК «Татарстан» характерен для самолетов российских перевозчиков. «Сегодня мы не сможем в один день перейти на новые „Боинги“ и „Эйрбасы“, даже если у нас есть деньги. Сначала возьмем подержанные, а потом будем переходить на новые», — сказал „Ъ“ премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, комментируя недавнюю катастрофу старого Boeing в Перми. «Что было виной: старый „Боинг“ или ошибка пилотирования? С любым летательным средством — новым, старым — при каких-то ошибках может произойти все что угодно. Но „Боинги“ более экономичные и более безопасные, чем отечественные самолеты», — считает он.
Генеральный директор Infomost Борис Рыбак не удивлен выбором АК «Татарстан»: «Самый распространенный возраст самолетов в российских авиакомпаниях как раз 18 лет, потому что другая авиатехника им не доступна по разным причинам». Генеральный директор АК «Тулпар» Азат Хаким отмечает, что на техническое состояние самолета влияет не возраст, а общий налет часов. «Он не должен превышать 60 тысяч часов», — сказал он. Михаил Сайно утверждает, что большой возраст лайнеров, прибывающих в распоряжение АК «Татарстан», свидетельствует о том, что авиаперевозчик не способен оплачивать лизинговые платежи за иностранные самолеты более раннего возраста: «Размер лизинговых платежей напрямую зависит от возраста машины. Чем она старше, тем меньше придется платить пользователю». По его расчетам, при лизинге полуторагодовалых самолетов сумма платежей составит $200 тыс. в месяц, а на старые Boeing она может быть существенно ниже (до 100 тыс.). Таким образом, лизинг одного самолета обойдется АК «Татарстан» в $1,2 млн в год, считает он.
"Коммерсант. Волга-Урал" №172 от 24.09.08 |