Мавзолей N2 |
Таким образом, почти все аргументы А.Х.Халикова, выдвинутые им в пользу идентификации погребенного во втором мавзолее с ханом Сафа-Гиреем, оказываются неубедительными. Против такой идентификации говорит еще один серьезный факт, установленный антропологами, - возраст покойного хана. Он оказался в пределах 45-49 лет. К тому же обнаружены некоторые патологические признаки, появляющиеся у людей после 50 лет. Сафа-Гирей же умер в довольно раннем возрасте - в момент смерти ему не было еще и 40 лет. Он родился в 1510 году (6, с. 284, 333; 8, с. 90) и 13-летним юношей был посажен на казанский престол (22, с. 176). В общей сложности правил более 20 лет, ценой неимоверных усилий оберегая независимость Казани от Москвы.
Итак, усыпальница Сафа-Гирея пока не обнаружена. Это, надеемся, дело будущего. А сейчас нам необходимо предпринять, учитывая результаты новейших исследований антропологов, еще одну попытку определить "хозяина" второго мавзолея. Поскольку время строительства его ограничивается первой пол. XVI в., в нем, после исключения Сафа-Гирея, могли похоронить только двух ханов - Джан-Гали и Мухаммед-Эмина.
Джан-Гали (Еналей, Яналей, Джан-Али), сын касимовского царевича Шейх-Аулияра и младший брат печально известного Шах-Гали, родился, судя по сохранившимся документами, в 1516 году и уже в 15-летнем возрасте стал ханом (8, с.96; 12, с.356-357). Женился в 17 лет на Сююмбике, дочери ногайского мурзы Юсуфа. Был убит во время дворцового переворота 25 сентября 1535 года (23, с.100). Таким образом, о принадлежности останков пожилого хана из второго мавзолея Джан-Гали, умершему в 19-летнем возрасте, не может быть и речи.
Поиски ответа на этот вопрос неизбежным образом приводят нас к Мухаммед-Эмину (Магмед-Эмин, Махмед-Аминь), известному не только как выдающийся политический деятель и правитель Казани, но и как замечательный поэт, произведения которого в отрывках сохранились до наших дней (27, с.291-292).
По сведениям источников, в 1478 году, вскоре после смерти Ибрагима и провозглашения ханом его сына Ильгама, другой его сын, 10-летний Мухаммед-Эмин, разлученный от своей матери, царицы Нур-Солтан, был насильно отправлен в Москву, где воспитывался при дворе великого князя Ивана III. На ханский престол был посажен в 1487 году в результате крупного военного похода русских, увенчавшегося взятием Казани и установлением военно-политического протектората Московского государства над Казанским ханством. Зарекомендовавший себя, по словам М.Г.Худякова, "истинным другом России" в первый период своего правления (1487-1496 гг.), Мухаммед-Эмин, однако, в дальнейшем решил отказаться от покровительства Москвы и, начиная с 1505 года, проводил в основном политику, направленную на приобретение полной самостоятельности. Претворение этой политики в жизнь началось с грандиозного погрома и грабежа русских, проживающих в столице ханства. Об этих событиях многие годы спустя вспомнил автор "Казанской истории", объясняя причины тяжелого недуга Мухаммед-Эмина как справедливое наказание бога за неблаговидные деяния хана: "И за сие преступление порази его бог язвою неизцелною от главы и до ногу его" (12, с.338-339). Мухаммед-Эмин, действительно, долго и тяжело болел. Русские летописцы впервые заговорили о его болезни в 1516 году (23, с.25). Хан умер в декабре 1518 года в возрасте 50 лет. и был похоронен, по словам поэта Мухаммедьяра, "в булгарском городе Казани" (28, с.83; 29, с. 19; 30, 113). В "Казанской истории" содержится довольно подробное, но не лишенное вымыслов и злорадства описание его смерти: "Люте (тяжело) боляше три лета, на одре лежа, весь кипя гноем и червьми. Врачеве же и волхвы не возмогаша от язвы тоя исцелити. Но нихто к нему в ложницу (спальню) не вхождаше посетити его: но ни та царица, прельстившая его, ни болшие его рядцы (советники), смрада ради злаго, изходящего от него" (12, с.338-339). |