Мавзолей N2 | Теперь обратимся ко второму мавзолею, построенному, по данным археологии, спустя значительное время после первого, но расположенному поблизости от него. О принадлежности этого мавзолея Сафа-Гирею А.Х.Халиков писал более уверенно, приводя при этом ряд убедительных, по его мнению, аргументов. Рассмотрим эти аргументы по отдельности.
Заключение А.Х.Халикова об относительной хронологии второго мавзолея, основанное на стратиграфических наблюдениях, особых возражений не вызывает. При строгом подходе к этим данным, объект можно датировать, как уже указывалось выше, первой пол. XVI в. Однако у автора раскопа мы явно чувствуем стремление к сужению этой широкой даты, очевидно, с целью приблизить ее к дате смерти Сафа-Гирея (1549 г.). Нам кажется, что именно с этой целью придуман им тезис о "незавершенности мавзолея". "1549-1551 годы, - пишет А.Х.Халиков, - были самыми тревожными в Казани, что, очевидно, не позволило достроить его" (3, с.64). Данное утверждение, к ожалению, археологически доказать невозможно, ибо мавзолей сохранился плохо, фрагментарно. Верхние части его были разобраны или разрушены, скорее всего, в более позднее время.
Второй аргумент А.Х.Халикова связан с фактом потревоженности центральной могилы мавзолея кладоискателями, установленным также археологически. "По свидетельству современников, - продолжает исследователь, - при захвате Казанского Кремля 2 октября 1552 года нападавшие ограбили не только здания и дворцы, но залезли также в царские мавзолеи, вскрыли могилу последнего царя, полагая, что там зарыты сокровища, и переворошили царские останки" (3, с.64). Данный аргумент не убеждает нас по той простой причине, что завоеватели могли тогда ограбить любую другую могилу в ханском некрополе, а не только "могилу последнего царя".
Последний аргумент А.Х.Халикова, призванный доказать принадлежность мавзолея (и могилы в нем) Сафа-Гирею, заставляет нас обратиться к обстоятельствам смерти этого хана, нашедшим отражение в письменных источниках XVI в. Подробные, но далекие от действительности сведения об этом имеются у автора "Казанской истории": "ныне же, пьян, лице свое и руце умываше и напрасно занесеся (покачнулся) ногама своима, и главою о умывалничный теремец ударися до мозгу, и о землю весь разразися, и все составы тела его разслабишася, и не успевшим его предстоящим скоро подхватити. И от того умре того же дни..." (12, с.382). В Никоновской летописи об этом событии помещена краткая запись: "1549... Того же месяца марта 25 прииде весть царю великому князю, что в Казани царь казанский Сафа-Кирей умер, убился в своих хоромех" (23, с. 157).
О причинах скоропостижной смерти Сафа-Гирея, одного из величайших и могущественных государей Казанского ханства, ярого противника Москвы, можно поспорить. Вероятнее всего, он был убит противниками прокрымской политики. В любом случае признаки насильственной или, может быть, случайной, внезапной смерти должны были сохраниться на костях покойного, прежде всего в виде деформации черепа. Действительно, если верить словам А.Х.Халикова, "по найденным в могиле останкам антропологи определили, что погребенный здесь человек погиб в результате удара по голове тяжелым предметом, скорее всего, металлическим кумганом - почти единственным умывальным прибором мусульман" (3, с.64). Однако это заключение не подтвердилось новейшими исследованиями. По утверждению московских антропологов (см. статью А.П.Бужилиной в настоящем сборнике), на черепе действительно фиксируются следы удара и разрушение черепных костей, но они "связаны с посмертными воздействиями, а не прижизненными ранениями". |