17.09.08Для "Спартака" уже сшили 550 костюмов | Айсылу КАДЫРОВА
Самой дорогостоящей премьерой за всю историю балетного театра в Казани называют "Спартак" Арама Хачатуряна и Георгия Ковтуна, которую оркестр, хор, артисты балета и мимического ансамбля театра им. Мусы Джалиля представят 2 октября. Но бюджет постановки не оглашается: коммерческая тайна.
"Спартак" - далеко не первая постановка Георгия Ковтуна в Казани. На сцене театра имени Джалиля он уже ставил балеты "Пер Гюнт" и "Сказание о Йусуфе", танцевальные номера в операх "Аида", "Летучий голландец", "Крик кукушки"... Его версия "Спартака" не похожа ни на классические постановки Леонида Якобсона и Юрия Григоровича, ни на его собственную постановку этого балета в Михайловском театре Санкт-Петербурга, сделанную весной 2008 года. Кстати, бюджет первого "Спартака" Ковтуна составил 3,5 миллиона долларов: на сцене появлялись живые тигры и пела Елена Образцова.
В казанском "Спартаке" не будет ни тигров, ни оперных певиц уровня Образцовой. Однако коллеги Ковтуна уверяют, что это будет спектакль, подобных которому на сцене Татарского оперного еще не было. Действие балета, либретто которого создал сам Ковтун, будет происходить в античном Риме, полном роскоши и пресыщения. Гладиаторские бои, пиры римской знати, танцующие куртизанки, легионеры, толпа - все это призвано окунуть зрителя в атмосферу изобильного и развращенного Вечного города.
На этом фоне развернется история жизни двух близнецов, вскормленных волчицей. Родных братьев, которых однажды роковая любовь к женщине поставит по разные стороны баррикад. Спектакль поднимает вечные темы в искусстве: несправедливость, предательство, борьба за власть, соперничество за любовь женщины.
Незабываемое впечатление должны оставить декоративное убранство сцены, роскошные красочные костюмы - их для спектакля готовится более 550, тогда как обычно для премьеры шьется около 250.
Впервые в истории театра имени Джалиля в балете будет задействован хор в полном составе (65 человек). Более того, хор станет полноправным участником танцевального действа от начала и до конца спектакля, и, говорят, глаз неопытного зрителя не сразу различит, кто перед ним - артист балета или артист хора. Но есть простая и смешная подсказка: артисты хора в отличие от артистов балета будут не только танцевать, но и петь. Кстати, специально для этой постановки музыкальный руководитель спектакля - дирижер Владимир Рылов (Санкт-Петербург) сделал музыкальную редакцию балета и ввел хоровую партию, использовав подлинные тексты античных латинских авторов.
Хореография балета будет далека от академической: Георгий Ковтун использует в постановке технику классического танца (пуантовую в том числе), элементы акробатики, цирковые эффекты и даже каскадерские трюки.
В эти дни работа над "Спартаком" кипит во всех цехах театра, а больше всего трудятся артисты балетной труппы: их репетиции длятся по 11 часов в день одновременно в двух танцевальных залах. Георгию Ковтуну помогают ассистент Евгения Костылева и пять педагогов-репетиторов: Валентина Прокопова, Луиза Мухаметгалеева, Бахытжан Смагулов, Елена Кострова и Фанис Исмагилов.
В заглавных ролях в дни премьер балета "Спартак" (2, 3 и 4 октября) выступят солисты Национальной оперы Украины Денис Недок, Татьяна Голякова и Наталья Лабезникова. И, конечно же, солисты казанской труппы: Максим Поцелуйко, Нурлан Канетов, Михаил Тимаев, Руслан Савденов, Александра Суродеева, Елена Щеглова, Алина Штейнберг, Юлия Позднякова, Александра Елагина, Артем Белов.
Создатели "Спартака" надеются, что благодаря эффектным приемам, динамизму и зрелищности происходящего на сцене спектакль приобщит к высокому искусству и молодого зрителя с "клиповым" сознанием, сломав стереотип, что балет - это скучно.
"Вечерняя Казань" №150 от 17.09.08 |