08.09.08Во всем мире эту среду ценят и хранят пуще всего, в России - нет | Айсылу КАДЫРОВА
Московский поэт, писатель и драматург Глеб Шульпяков приехал в Казань со съемочной группой телеканала "Культура". С нового сезона Шульпяков будет ведущим передачи "Достояние республики", которая рассказывает о наиболее значимых объектах культуры нашей страны. Планируется, что в октябре в эфир выйдет программа, посвященная культурному наследию Татарстана.
В четверг мы встретились с Глебом Шульпяковым в клубе читателей "Книжного двора".
- Я впервые в Казани, этот город - одна из моих исторических родин. Здесь жил мой прадед по материнской линии, он был преподавателем гимназии, что находилась на берегу Булака... Рад, что приехал сюда со съемочной группой, что жизнь так распорядилась, - начал нашу беседу Глеб.
- Сценарий программы, посвященной Казани, был заранее написан?
- Да, но по ходу дела все меняется. Мы хотели снимать Казанский кремль. Приехали, посмотрели, убедились, что с ним все в порядке. А рядом исчезают старые кварталы - вот где интрига-то. Так что передача будет об исчезновении исторической среды Казани. Во всем мире эту среду ценят и хранят пуще всего, в России - нет. В Москве, кстати, более резвыми темпами идет разрушение исторических памятников. Только у нас уникальные здания, нуждающиеся в реставрации, занавешены разрисованными тряпочками. Они там под этими тряпочками гниют, разрушаются - до тех пор, пока комиссия не вынесет вердикт, что здание уже восстановлению не подлежит. У вас, я думаю, такая же ситуация, только не прикрыто ничего - памятники архитектуры раскурочены, как в Цхинвали. Это бросается в глаза.
- О каких именно казанских зданиях пойдет речь в выпуске "Достояния республики"?
- О разрушающихся постройках на территории Татарской слободы. О доме Карла Фукса. Удивительно, но дом Фукса не спасает даже то, что там был Александр Пушкин! Хотя, знаете, первый громкий снос в Москве тоже был связан с именем Пушкина. В 1997 году, в канун 850-летия столицы, снесли знаменитый "Соловьиный дом" на Никитском бульваре. В нем жил композитор Александр Варламов, создавший в стенах дома 75 романсов (отсюда название "Соловьиный дом"), там находился музыкальный салон Марии Львовой-Синецкой, который посещали Грибоедов и Пушкин... Сейчас на месте этого дома - автостоянка. Ждут, видимо, когда цена земли, а это центр Москвы, подскочит, тогда только отдадут под строительство нового объекта. С ужасом этого жду, потому что наверняка построят бездарное здание.
- У вас нет опасения, что передачу о разрушающемся историческом центре Казани постигнет участь фильма Андрея Лошака "Теперь здесь офис", который запретили к показу на НТВ?
- Нет такого опасения. У нас в передаче не будет жесткого акцента "Все плохо!". Главной будет мысль, что хорошо бы властям Казани обратить внимание на разрушающуюся, исчезающую красоту города. Что намного важнее сохранить исторический облик Казани, чем застраивать центр сомнительными архитектурными шедеврами. Москву уже застроили, и у меня ощущение, что я живу в бездарном сне архитектора-троечника.
- Вряд ли власти прислушаются...
- Да, я понимаю, что сознательное разрушение старины в нашей стране - это катастрофический процесс, и бороться с ним невозможно. Лет семь назад еще была иллюзия, что на ситуацию может влиять общественное мнение. Сейчас такой иллюзии у меня нет.
- По-моему, иллюзии о нашей власти и о нашем же народе покинули вас окончательно после того, как в августе вы вернулись из Тбилиси? Я читала вашу реплику в "Новой газете".
- Да, я вернулся из Тбилиси за неделю до начала войны. Привез пару футболок с надписями на грузинском, и когда началась война, носил эти футболки каждый день, специально. Реакция окружения на эти футболки удивляла. "Это то, что мы думаем? Где брал?" - тоном заговорщиков спрашивали одни. "Это иврит?" - серьезно вопрошала митингующая с антигрузинскими лозунгами девушка... Война показала, насколько люди в массе своей оказались неспособными самостоятельно думать. При том что информацию к размышлению собрать не так уж сложно: в Интернете, в некоторых СМИ она есть в достаточном количестве, чтобы составить объективную картину. Но этого не происходит. Из коллективного самосознания страны исчезли вопросы, которые когда-то считались главными, то есть вопросы нравственные. Какие именно? А вот какие, я перечислял их в своей статье в "Новой газете". Имеет ли право наводить порядок в чужой стране власть, которая регулярно нарушает права собственных граждан? Имеет ли право обвинять в разрушении памятников Осетии власть, ежедневно уничтожающая сотни памятников у себя дома? Может ли "творить мир" власть, изовравшаяся и коррумпированная - в последней, азиатской степени; попирающая свободу личности своих граждан при каждом удобном случае; задавившая свободу слова, прессы?..
"Вечерняя Казань" №143 от 6.09.08 |