21.08.08Не очень классная Америка |
- К тому же, как я поняла из вашей книги, дети с отклонениями в умственном развитии учатся вместе со всеми...
- Ну, это как раз, я считаю, позитивный момент с точки зрения гуманизма. Америка, как я уже говорил, - страна высочайшей политкорректности. У меня в этом году сидел в классе слепой мальчик. Для него это хорошо или плохо? Мне кажется, хорошо, потому что в специальной школе он был бы оторван от внешнего мира, а здесь может его прочувствовать на себе. На этого мальчика тратится бюджетных денег, наверное, как на двести "нормальных" детей. Это такая политика. В моей школе есть специальный департамент - там работают человек двенадцать, которые должны помогать детям с любыми отклонениями.
- Но для учителя это дополнительная нагрузка ...
- Да, каждая контрольная для этого слепого мальчика составлялась по азбуке Брайля, и я каждый раз за две недели до контрольной должен был ходить в специальный центр, забирать ее, несколько раз подходить к нему в процессе занятий, дополнительно объяснять... Это огромная нагрузка, причем дополнительно она не оплачивается.
- Кстати, об оплате. Много ли получают учителя в американской школе?
- Учителя формально относятся к среднему классу, но я бы их так называть не стал. Это, может, низший уровень среднего класса. В то же время зарплата учителя позволяет вести вполне достойный образ жизни. У меня жена не работает, двое маленьких детей, и я один семью из четырех человек прилично обеспечиваю. В России, конечно, один работающий учитель семью не прокормит.
- В то же время вы пишете, что у учителя такого авторитета, как в России, там нет...
- В Америке учитель рассматривается как нанятый инструктор. У тебя есть круг обязанностей, все четко расписано по инструкциям - вот и выполняй эти инструкции неукоснительно. И выше этого не прыгай. Никаких дополнительных полномочий, никаких авторских методик...
- А проблема нехватки учителей там есть?
- Это зависит от фазы экономического их развития. Когда нас, несколько человек из России, рекрутировали в 2001 году, там был небольшой экономический всплеск. Народ из школ отхлынул в фирмы, учителей стало не хватать. Люди пошли туда, где больше платят. Сейчас кризис, людей с фирм увольняют, и они возвращаются работать в школу. В школу берут всех, без разбора.
- Что, специальное образование не обязательно?
- Нужно только иметь степень бакалавра, а педагогическое образование роли не играет. Раньше вообще ничего не было нужно, но с тех пор, как Буш издал упомянутый уже закон, стали требовать, чтобы каждый учитель был сертифицирован. Для получения сертификата нужно просто сдать экзамен по американской педагогике. Даже я, будучи человеком из другой языковой среды, этот экзамен после двух-трехдневной подготовки с первого раза сдал. Требования были простейшие. Что меня особенно поразило - чтобы преподавать химию, не нужно иметь образования в сфере химии. Чтобы преподавать историю - не обязательно быть историком.
- Но историк же не может преподавать химию?
- Может.
- А как?
- А вот так они преподают. Он мог в университете взять один семестр курса химии, у него это в дипломе записано, и это дает ему право претендовать на место. Конечно, он сдает какие-то квалификационные экзамены. Но я нисколько не сомневаюсь, что, если сейчас, будучи химиком, пойду сдавать американский экзамен по истории или географии, то сдам. Да по всем предметам сдам! Потому что видел, какой там примитив. Его сдаст любой более-менее прилично учащийся и думающий школьник.
- А как себя чувствуют российские дети, которые попадают в американскую школу?
- В 2001 году вместе со мной в Хьюстон приехали работать еще несколько человек, все с семьями. И там были дети разного возраста, которые пошли в разные школы. Самое первое их ощущение - ой, как все просто, какой примитив, даже смешно... Дальше они, к великому сожалению, наверное, все-таки опускаются до местного уровня. Но наши люди понимают ценность и важность образования. И, осмотревшись, тем более сами работая в школах, они уже пытаются отдавать детей в так называемые элитные учреждения, стараются посадить их в максимально сложный класс. |